Разработка Стратегии обусловлена необходимостью повышения роли небанковского финансового сектора в современной социально-экономической жизни страны и возникновением признаков стагнации на рынках небанковских финансовых услуг.

Система государственного регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений и других субъектов надзора на рынках небанковских финансовых услуг не всегда имеет сбалансированный и системный характер. Правовая база ограничивается рамочным законодательством по защите прав потребителей, инвесторов, кредиторов, вместе с отсутствием специального законодательства по некоторым небанковским финансовым учреждениям - сдерживает интенсивность развития рынков небанковских финансовых услуг, снижает их инвестиционную привлекательность, деформирует их роль в развитии экономики Украины в целом.

Утверждено

Распоряжение Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг

от 19.03.2015 № 499

СТРАТЕГИЯ реформирования государственного регулирования рынков небанковских финансовых услуг на 2015-2020 годы

Общие положения

Разработка Стратегии обусловлена необходимостью повышения роли небанковского финансового сектора в современной социально-экономической жизни страны и возникновением признаков стагнации на рынках небанковских финансовых услуг.

Система государственного регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений и других субъектов надзора на рынках небанковских финансовых услуг не всегда имеет сбалансированный и системный характер. Правовая база ограничивается рамочным законодательством по защите прав потребителей, инвесторов, кредиторов, вместе с отсутствием специального законодательства по некоторым небанковским финансовым учреждениям - сдерживает интенсивность развития рынков небанковских финансовых услуг, снижает их инвестиционную привлекательность, деформирует их роль в развитии экономики Украины в целом.

Недостаточная эффективность государственного регулирования и надзора, чрезмерная зарегулированность разрешительных процедур финансовых учреждений и других регулируемых организаций, проявления недобросовестного поведения государственных служащих при решении регуляторных вопросов - необоснованно повышают стоимость предоставления финансовых услуг для потребителей.

Перспективы развития рынков небанковских финансовых услуг определяются эффективностью государственной регуляторной политики, функциональностью нормативно-правовых актов, направленных на создание действенного механизма государственного регулирования и надзора, снижением расходов деятельности финансовых учреждений, вызванных избыточным и неэффективным государственным регулированием, обеспечением конкуренции на финансовом рынке, предотвращением деятельности недобросовестных компаний, скоординированностью с современными процессами реформирования и дерегуляции экономики страны.

Стратегия определяет основные направления и задачи для их реализации правового и институционально-организационного характера, направленные на развитие эффективного государственного регулирования и надзора с целью развития конкурентоспособных рынков небанковских финансовых услуг, с учетом задач, определенных Программой деятельности Кабинета Министров Украины, коалиционного соглашения, Стратегией устойчивого развития «Украина-2020», а также положениями Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны.

Цель, направления и принципы реализации Стратегии

Целью Стратегии является реформирование государственного регулирования рынков небанковских финансовых услуг для обеспечения благоприятных условий их дальнейшего развития, повышения инвестиционной привлекательности и восстановления доверия потребителей небанковских финансовых услуг.

Достижение указанной цели будет осуществляться по следующим направлениям:

  • дерегуляция на рынках небанковских финансовых услуг и упрощение регуляторной среды;
  • совершенствование деятельности регулятора и повышение эффективности государственного надзора;
  • защита интересов потребителей финансовых услуг и восстановление доверия к рынкам небанковских финансовых услуг;
  • регуляторное влияние на развитие рынков небанковских финансовых услуг (приоритеты).

Принципами реализации Стратегии является обеспечение открытости, прозрачности, беспристрастности, профессионализма, предсказуемости, законности, недискриминационности деятельности регулятора, ответственности за соблюдение законных прав и интересов участников рынков небанковских финансовых услуг.

Направление 1. Дерегуляция на рынках небанковских финансовых услуг и упрощение регуляторной среды

Будут устранены чрезмерное регулирование и сняты административные барьеры, оптимизированы регистрационные и разрешительные процедуры, созданы благоприятные условия для ведения бизнеса, каждое решение регулятора будет обоснованно и его последствия должным образом просчитаны.

В рамках реализации этого направления предусмотрено следующие задачи:

  • проведение комплексной инвентаризации имеющейся регуляторной базы в сфере предоставления небанковских финансовых услуг, правил проведения разрешительных и регистрационных процедур на предмет актуальности и наличия коррупционной составляющей с последующей отменой неэффективных норм, оптимизацией лицензионных условий и процессов получения необходимых разрешений, устранением бюрократических препятствий, возникающих во время начала и осуществления деятельности по предоставлению финансовых услуг;
  • внедрение принципов и целей государственного регулирования и надзора в соответствии с международными стандартами IAIS (Международной ассоциации органов страхового надзора) и принципов IOРS (Международной организации органов надзора за пенсионными фондами);
  • гармонизация законодательства Украины, регулирующего деятельность небанковских финансовых учреждений, с директивами ЕС, имплементация которых предусмотрена Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС;
  • мониторинг общественного мнения относительно качества предоставления административных услуг - нерешенных вопросов на рынках небанковских финансовых сцелью последующего создания благоприятной регуляторной среды на этих рынках, внедрение практики привлечения к разработке нормативно-правовых актов институтов гражданского общества для обеспечения баланса интересов между бизнесом, государством и гражданами;
  • внедрение обязательного проведения оценки затрат и экономических выгод при внедрении государственного регулирования для предотвращения внедрения излишних административных нагрузок, мониторинг результативности реализации положений базовых регуляций, содействие образованию саморегулируемых организаций субъектами трансграничной деятельности финансовых учреждений - объектов надзора Нацкомфинуслуг;
  • введение надзора на консолидированной основе за небанковскими финансовыми группами, подавляющую деятельность в которых осуществляется поднадзорными Нацкомфинуслуг финансовыми учреждениями, передача функций по надзору за бюро кредитных историй от Нацкомфинуслуг к Национальному банку Украины.

Направление 2. Защита интересов потребителей финансовых услуг и восстановление доверия к рынкам небанковских финансовых услуг.

Будет реформирована система защиты прав потребителей на рынках небанковских финансовых услуг, восстановлено доверие к профессиональной деятельности участников этих рынков

В рамках реализации этого направления предусмотрено следующие задачи:

  • совершенствование системы защиты прав потребителей на рынках небанковских финансовых услуг путем реализации Стратегии реформирования системы защиты прав потребителей на рынках финансовых услуг на 2012-2017 года;
  • создания общедоступной информационной базы данных Нацкомфинуслуг для доступа потребителей финансовых услуг к информации о деятельности финансовых учреждений, а также контроль за надлежащим раскрытием финансовыми учреждениями перед клиентами полной и достоверной информации, предоставление которой предусмотрено законом;
  • внедрение механизмов обеспечения законных прав потребителей и инвесторов, в частности гарантирования страховых выплат по договорам страхования жизни, гарантирования вкладов (вкладов) на депозитные счета членов кредитных союзов, взносов доверителей фондов финансирования строительства;
  • содействие внедрению системы рефинансирования проблемных страховых компаний, кредитных союзов и других финансовых учреждений, учитывая государственную поддержку и дополнительные частные донорские источники;
  • внедрение ответственности должностных лиц, органов управления и владельцев существенной доли финансовых учреждений за действия и бездействие, которые привели к неплатежеспособности финансового учреждения, проведение работы по очистке рынков небанковских финансовых услуг от неплатежеспособных и недобропорядочных финансовых учреждений;
  • обеспечение быстрого и эффективного вывода с рынка таких учреждений на основе усовершенствованных механизмов ликвидации, в том числе, принудительной, и банкротства, содействие внедрению действенного механизма досудебного урегулирования споров на рынках небанковских финансовых услуг путем принятия объединениями небанковских финансовых учреждений и других субъектов надзора на рынках небанковских финансовых услуг объединениями потребителей рыночных стандартов урегулирования спорных вопросов, а также разрешение споров путем медиации;
  • урегулирование вопросов проблемной задолженности на рынках финансовых услуг, в том числе путем проработки вопроса о целесообразности создания государственного агентства по восстановлению активов и компенсации вкладов небанковских финансовых учреждений в неплатежеспособных банках, усиление государственного контроля за распространением рекламы в сфере рынков финансовых услуг, привлечения к ответственности рекламодателей и распространителей рекламы в указанной сфере за нарушение установленных требований, установление требования к саморегулируемым организациям на рынках финансовых услуг по внедрению стандартов (кодексов) поведения для применения финансовыми учреждениями - их участниками;
  • обеспечение условий для информирования потребителей финансовых услуг, в том числе и потенциальных, о финансовых услугах, предоставляемых небанковскими финансовыми учреждениями, особенностях функционирования различных видов финансовых учреждений, а также правах, обязанностях и ответственности потребителей по различным видам небанковских финансовых услуг с целью повышения финансовой грамотности населения;
  • содействие институтам гражданского общества на рынках небанковских финансовых услуг по осуществлению общественного контроля по фактам нарушения законодательства финансовыми учреждениями и другими субъектами надзора оперативное реагирование на жалобы потребителей в отношении недобросовестных действий финансовых учреждений и других субъектов регулирования.

Направление 3. Регуляторное влияние на развитие рынков небанковских финансовых услуг (приоритеты).

Будет обеспечено создание благоприятных условий для укрепления и устойчивого развития рынков небанковских финансовых услуг, способных обеспечивать реальный сектор экономики необходимыми финансовыми ресурсами, удовлетворят потребности потребителей в качественных финансовых услугах, повысит эффективность использования средств государственного и местных бюджетов при управлении рисками транспортных аварий, природных катаклизмов и техногенных катастроф, а также создаст новые рабочие места, путем проведения государственной политики взвешенного регулирования и регулирования

В рамках реализации этого направления предусмотрено следующие задачи:

  • содействие становлению компаний по страхованию жизни, негосударственных пенсионных фондов, как значимых институциональных инвесторов в экономику Украины путем расширения спектра и повышения качества финансовых услуг, совершенствование налогового законодательства, создания условий участия страховщиков в системе негосударственного пенсионного обеспечениянадзора на рынках небанковских финансовых услуг, путем делегирования им отдельных функций государственного регулирования;
  • совершенствование системы анализа, прогнозирования и стратегического планирования политики в сфере предоставления небанковских финансовых услуг, предусматривает выполнение оценки реализации стратегических и оперативных планов, достижение стратегических целей с привлечением участников рынков финансовых услуг.

Направление 4. Совершенствование деятельности регулятора и повышение эффективности государственного надзора

Будет введена новая модель взаимоотношений между государственным регулятором и участниками рынков небанковских финансовых услуг, направлена на переход в государственный сервис, обязательных консультаций с институтами гражданского общества. Будет уменьшено надзорные нагрузки на финансовые учреждения, деятельность которых не несет угрозы невыполнения обязательств перед потребителями, и ужесточение надзорных усилий за финансовыми учреждениями, деятельность которых может быть угрозой для выполнения таких обязательств

В рамках реализации этого направления предусмотрено следующие задачи:

  • улучшение механизмов межведомственной координации государственных органов на рынках финансовых услуг для своевременного выявления текущих и потенциальных внешних и внутренних угроз и рисков для финансовой стабильности и минимизации их негативного влияния на финансовую систему Украины;
  • налаживание конструктивного диалога с участниками рынков небанковских финансовых услуг, их объединениями, обеспечение участия общественности в формировании и реализации государственной политики;
  • усиление институциональной способности государственного регулятора путем введения платежей надзора, предусмотрев направление полученных средств на цели осуществления регулирования и надзора на рынках небанковских финансовых услуг, с обеспечением открытой отчетности по всем средствам, поставленным задачам и результатам их выполнения, проведение функционального анализа и совершенствования организационной структуры Нацкомфинуслуг, направленной на эффективное выполнение задач и возложенных функций, внедрение эффективных инструментов оценки их выполнения с учетом достижения соответствующих результативных показателей;
  • внедрения процедуры мониторинга образа жизни работников Нацкомфинуслуг с целью ликвидации коррупционных проявлений, требований Закона Украины «Об очистке власти», обеспечения объективного отбора кадров, которые отвечают самым высоким профессиональным стандартам;
  • обеспечение внедрения системы пруденциального надзора за небанковскими финансовыми учреждениями и перехода на систему надзора на основе оценки рисков путем осуществления оценки, измерения и ограничения рисков ликвидности финансовых учреждений с учетом роли и доли на рынке, а также ужесточение требований по раскрытию информации, управлению рисками, резервирования и повышения ответственности финансовых учреждений за нарушение указанных требований;
  • введение индикаторов анализа финансовой отчетности, более чувствительных к изменению финансового состояния, потери надежности финансового учреждения и риска операционной деятельности, совершенствование форм, порядка составления и представления отчетности субъектами надзора на рынках небанковских финансовых услуг с учетом актуальности показателей для определения их финансовой устойчивости и надежности, противодействие недостоверной отчетности, обеспечение возможности внедрения в Нацкомфинуслуг электронного документооборота для осуществления коммуникаций с участниками рынка в электронном формате;
  • внедрение в практику регулярного проведения стресс-тестирования финансовых учреждений для определение их финансовой устойчивости, анализ и обобщение типичных нарушений, подготовка предложений по выявлению, устранению и предупреждению, в будущем внедрение и нормативное закрепление прозрачных и понятных принципов применения мер воздействия в зависимости от видов нарушений установленных норм и правил, тяжести их последствий и ожидаемых результатов, осуществление мероприятий по привлечению средств международной технической помощи на цели развития государственного регулирования рынков небанковских финансовых услуг и повышения качества предоставления услуг для потребителей и бизнеса, осуществление сотрудничества с международными организациями и ассоциациями (IAIS, IOPS и др.), а также заключения меморандумов о взаимопонимании и обмене информацией с иностранными регуляторами рынков небанковских финансовых услуг с целью обмена информацией между сторонами с целью формирования и привлечения долгосрочного инвестиционного ресурса в экономику страны;
  • реформирование правового обеспечения деятельности субъектов страхового и перестрахового брокерства, страховых агентов, стимулирование развития деятельности субъектов вспомогательной деятельности на рынках небанковских финансовых услуг, создание условий развития электронной коммерции на рынках небанковских финансовых услуг, совершенствование взаимоотношений банков и небанковских финансовых учреждений путем урегулирования проблемных вопросов банкострахования, обеспечение дополнительных гарантий по депозитам, связанных с расчетом уровня платежеспособности небанковских финансовых учреждений, совершенствование валютного регулирования, реформирование рынка обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств путем введения механизма связывания части средств страховых резервов страховщиков в составе фонда защиты потерпевших, совершенствования тарифной политики с ориентацией на переход к свободному ценообразованию, создание организационно-нормативных предпосылок к внедрению системы «прямого урегулирования» и «электронного полиса», создание эффективной системы регламентных выплат;
  • создание и развитие обязательного государственного социального медицинского страхования при участии страховых компаний и обеспечение стимулов для добровольного медицинского страхования, содействие имплементации норм и практик ЕС в сфере ядерного страхования, в частности тех, которые предусмотрены Венской, Парижской конвенциями О гражданской ответственности за ядерный ущерб, Конвенцией О дополнительной компенсации за ядерный ущерб, в т.ч. определение системы финансового обеспечения гражданской ответственности за ядерный ущерб, создание многоуровневой защиты, увеличение лимитов ответственности и страховых сумм, приведение понятия ядерного ущерба, подлежащего возмещению, в соответствие с указанными международными конвенциями, в частности, включение вреда, нанесенного окружающей среде, расходов на превентивные меры, упущенной выгоды и др., урегулирования проблемных вопросов относительно срока исковой давности (10 лет), терроризма, обычных радиоактивных выбросов, морального вреда, трансграничного вреда, единого компетентного суда, расходов на урегулирование убытков, в т.ч. судебных расходов;
  • повышение уровня страховой защиты граждан на время путешествий за рубежом, а также создание условий для введения финансового обеспечения (банковской гарантии или договора страхования) у субъекта туристической деятельности в случае неплатежеспособности и банкротства, развитие системы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, путем совершенствования лицензирования страховой деятельности, установления дополнительных требований к платежеспособности, качеству активов и отчетности страховщиков, квалификационных требований к специалистам, задействованных в процессе страхования сельскохозяйственной продукции, внедрение единых стандартов андеррайтинга и урегулирования убытков, совершенствование процесса наполнения информационных баз данных, необходимых для актуарного расчета страховых тарифов, совершенствование гарантийного механизма обеспечения страховых выплат, в т.ч. за счет перестрахования и государственной финансовой поддержки, внедрение норм об обязательном наличии договора страхования сельскохозяйственной продукции как условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов государственной поддержки и дотаций, определенных Кабинетом Министров Украины, а также обеспечение страхования сельскохозяйственной продукции является объектом государственного ценового регулирования, с государственной поддержкой исключительно по типовым страховыми продуктами, совершенствования деятельности Объединения страховщиков в «Аграрный страховой пул» на принципах открытости и прозрачности поступления;
  • создание условий для развития страхования недвижимости юридическими и физическими лицами от природных катастроф и техногенных аварий;
  • создание условий для внедрения финансового обеспечения осуществления деятельности субъектами предпринимательской деятельности путем введения обязательного наличия договора страхования профессиональной ответственности адвокатов, независимых директоров, гражданской ответственности импортеров, связанной с уплатой таможенных платежей, перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров автомобильного, городского электрического, железнодорожного, морского перевозчика и перевозчика на внутренних водных путях, а также других видов страхования ответственности в соответствующих сферах общественной жизни, создание системы страхования экспорта путем образования специальной организации по страхованию и финансирования экспорта;
  • осуществление мероприятий по распространению на кредитные союзы Украины исключений из Директивы 2013/36/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 июня 2013 О доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальном надзоре за деятельностью кредитных организаций и инвестиционных компаний, Директивы 2006/48/ЕС Европейского парламента и Совета от 14 июня 2006 О начале и осуществлении деятельности кредитных учреждений, развитие рынка небанковского кредитования, которое осуществляется кредитными учреждениями, путем урегулирования вопроса относительно правовых оснований и порядка привлечения активов от юридических и физических лиц с целью дальнейшего осуществления кредитования за счет таких средств, развитие деятельности кредитных союзов путем введения норм о возможности привлечения к членам кредитных союзов фермерских, сельских хозяйств, объединений собственников жилья, профсоюзных и религиозных организаций, установления ограничения деятельности по территориальному принципу (но предусмотрев возможность при наличии определенных разрешений работать на смежных/прилегающих территориях), введение реализации через кредитные союзы государственных кредитных программ, направленных на поддержку развития малого предпринимательства в Украине в сфере услуг, производства, торговли и аграрном секторе;
  • внедрение механизмов поддержки ликвидности на рынке кредитных союзов путем взаимокредитования через объединенные кредитные союзы и кооперативные банки, образованные кредитными союзами, содействие развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения, создание условий к внедрению обязательной профессиональной пенсионной программы для отдельных категорий работников с повышенным воздействием вредных факторов производственной среды;
  • постепенный отказ от применения количественных ограничений для целей диверсификации инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов и переход к применению критериев и правил «разумного инвестора»;
  • принятие мер по оздоровлению рынка по проблемным и формально существующим негосударственным пенсионным фондам и администраторам;
  • создание благоприятных условий для использования финансового лизинга как финансового инструмента инвестирования в развитие экономики Украины (в частности финансирование технического оснащения и обновления производства) путем обеспечения стимулов к росту количества игроков на лизинговом рынке, в частности представителей международных финансовых групп, увеличение объемов портфеля лизинговых сделок и новых направлений финансирования - новейших технологий, энерго- и ресурсосбережения и т.п.;
  • создание условий для повышения надежности и выполнения обязательств перед потребителями финансовых услуг при строительстве жилья;
  • законодательное урегулирование деятельности ломбардов, проведение анализа и совершенствования требований по достаточности капитала, нормативов ликвидности, платежеспособности администраторов финансовых активов для приобретения товаров в группах, разработка действенного механизма применения регуляторного влияния к субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность по предоставлению финансовых услуг без приобретения статуса финансового учреждения и получения соответствующей лицензии.

Обеспечение реализации Стратегии реализуется согласно с Планом работы Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, на соответствующий год.

Источник информации: официальный сайт Нацкомфинуслуг https://nfp.gov.ua