Как указано на сатйте НБУ - Концепция предусматривает свободу проведения валютных операций по принципу "разрешено все, что прямо не запрещено". Это означает, что любые валютные операции между резидентами и между резидентами и нерезидентами в иностранной и национальной валюте смогут осуществляться без ограничений. Такая модель валютного регулирования не только более либеральная, но и соответствует международной практике - директиве ЕС 88/361/ЕЭС о свободном движении капитала - и Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС.

Как и предусмотрено Конституцией Украины, гривна сохранит функцию денег, оставаясь единственным законным средством для расчетов за товары и услуги, однако предложенная концепция валютного регулирования предусматривает специальное использование иностранной валюты для осуществления иностранных инвестиций и связанных с ними операций, предоставления банковских услуг и тому подобное.

Также, по мнению Национального банка, при новой модели валютного регулирования рыночные инструменты имеют превалировать над административными (антикризисными). Режим свободного движения капитала предполагает отсутствие валютных ограничений, а следовательно не требует валютного контроля как инструмента контроля за их соблюдением. Зато соблюдения валютного законодательства в целом возлагается на валютный надзор.

При свободном движении капитала процедуры должны иметь не разрешительный характер, как это происходит сейчас, а уведомительный - для целей статистики (расчета платежного баланса и т.д.). Например, предложено отменить индивидуальные лицензии для физических лиц, субъектам внешнеэкономической деятельности - отменить предельные сроки закрытия контрактов и возможность декларировать ожидаемые сроки без каких-либо наказаний в случае их несоблюдения, поскольку эта информация необходима лишь для сбора статистических данных.

По либеральной модели валютного регулирования должен измениться и подход к применению Национальным банком ограничений на валютном рынке. Валютные ограничения должны вводиться только с целью преодоления или предотвращения кризиса и на короткое время. Национальный банк может их вводить при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, возникновения обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и/или финансовой системы страны, давления на платежный баланс Украины, что может угрожать достижению целей денежно-кредитной политики. Наличие оснований для введения таких мер защиты должен подтверждать Совет по финансовой стабильности. А действовать валютные ограничения должны только в течение строго ограниченного срока - не более шести месяцев.

В то же время либерализация временных ограничений, введенных в 2014-2015 гг., которые действуют и сегодня, должна происходить постепенно и при наличии благоприятных макрофинансовых предпосылок, а также при условии введения эффективного налогового регулирования.

В частности, по мнению Национального банка, окончательная отмена административных валютных ограничений прошлых лет возможна не ранее введения в действие законодательства о международном сотрудничестве Украины в области налогообложения, которое будет определять:

● правила налогообложения контролируемых иностранных компаний;

● правила отчетности в разрезе стран для международных групп компаний;

● правила по ограничению расходов на финансовые операции со связанными лицами;

● правила налогообложения постоянного представительства;

● меры по предотвращению злоупотреблений в связи с применением договоров об избежание двойного налогообложения;

● процедуры по урегулированию споров по вопросам применения конвенций об избежание двойного налогообложения;

● а также введет международные стандарты для автоматического обмена финансовой информацией.

Напоминаем, еще в прошлом году при поддержке Национального банка было подготовлено, представлено на Национальном совете реформ и передано в комитет ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики два законопроекта которые, опираясь на международные инициативы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), должны помочь Украине избежать непроизводительного оттока капитала через безналоговые и другие зарубежные юрисдикции. Они предусматривают введение ключевых и наиболее насущных из 15 рекомендаций ОЭСР по противодействию уменьшению налоговой базы и перемещению прибылей за границу (BEPS), присоединение Украины к механизму автоматического обмена информацией с фискальными органами других стран, а также проведение "разового декларирования" и валютной амнистии.

Однако введение новой модели валютного регулирования невозможно при действующей нормативно-законодательной базы валютного регулирования, является устаревшей.

Для воплощение в жизнь либеральной модели место Декрета КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 1993 года и многочисленных нормативно-правовых актов должно занять новое законодательство. Поэтому с ноября 2016 года в Национальном банке над разработкой концепции необходимых законодательных изменений работала рабочая группа с участием экспертов, привлеченных Европейской комиссией в рамках проекта EU-FINSTAR.

В результате, были разработаны предложения Национального банка относительно законодательных изменений, необходимых для внедрения новой модели валютного регулирования. Соответствующие предложения Национального банка предусматривают создание единого рамочного закона - закона "О валюте", который будет единственным законодательным актом, регулирующий вопросы организации валютного регулирования и осуществления валютного надзора. В то же время конкретные нормы будут выведены на уровень подзаконных актов. Национальный банк планирует обсудить указанные предложения по законодательным изменениям с представителями бизнеса, банковского сектора, экспертного сообщества и государственных учреждений в течение следующих трех недель. "Предложения Национального банка с учетом замечаний, которые мы получим, будет представлен Национальному совету реформ, - рассказал заместитель председателя Национального банка Олег Чурий – «Мы надеемся, что наше видение шагов, необходимых для перехода к либеральной моделивалютного регулирования, найдет поддержку в Национальной раде реформ". Согласно предложений Национального банка, после принятия закона "О валюте" Верховной Радой Украины нужно будет шесть месяцев переходного периода на согласование нормативно-правовых актов Национального банка с нормами закона. После этого закон вступит в силу.

Источник информации: официальный сайт Национального банка Украины https://bank.gov.ua