Как указано на официальном сайте НБУ, позиция регулятора о недопустимости принятия закона, который принуждает к конвертации потребительских кредитов в иностранной валюте, неоднократно высказывалась во время заседаний Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансовой политики и банковской деятельности.
Запрет вмешательства государства и Национального банка Украины в переговорный процесс между заемщиками и банками о реструктуризации кредитов в иностранной валюте закреплена Меморандумом об экономической и финансовой политике, заключенным в рамках сотрудничества с Международным валютным фондом. Так, согласно Меморандуму: "Государство и Национальный банк Украины не должны вмешиваться в двусторонние переговоры между заемщиками и банками, одновременно обеспечивая справедливый процесс. В этой связи, если будет принят закон, потребует принудительной конвертации валютных ипотечных кредитов в гривневые, Президент наложит вето на вступление в силу этого закона ".

Принятие законопроекта 1558-1 будет разрушительный характер для финансовой и банковской системы. Ведь им предлагается обязать банки конвертировать все потребительские кредиты в иностранной валюте по курсу на момент подписания договора (примерно 5,05 грн. / Долл. США). Под угрозу будет поставлено не только стабильность банковской системы, но и благосостояние всех граждан.
Так, если все кредиты, предоставленные физическим лицам-резидентам в иностранной валюте конвертировать в гривну по курсу 5,05 грн. / Долл. США, то банковская система понесет убытки в сумме около 100 млрд. Грн.
Реализация указанных положений приведет к тому, что банковская система потеряет способность придерживаться обязательных нормативов капитала, что приведет к необходимости немедленной капитализации банковской системы, в том числе государством через рефинансирование, - а это дополнительное существенное нагрузки на государственный бюджет. Такие нововведения приведут к массовому отнесения банков к категории неплатежеспособных, увеличение расходов Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
Кроме того, предусмотренные законопроектом меры существенно нарушают баланс прав сторон кредитного договора - кредиторов и заемщиков в сторону потребителя, возлагая всю тяжесть убытков исключительно на банковскую систему. Это не только противоречит предусмотренным Гражданским кодексом Украины принципам справедливости и свободного урегулирования сторонами договорных отношений, но и создает почву для нарушения прав других клиентов банков - их вкладчиков.
Согласно действующему законодательству вопрос о реструктуризации задолженности по кредитным договорам (погашение кредита по специальному курсу или продлении действия договора), внесения изменений в кредитные договоры о порядке погашения кредита, пени, штрафа решаются непосредственно кредитным договором между кредитором и заемщиком.
А согласно части 12 статьи 11 Закона Украины "О защите прав потребителей" кредитор имеет право проводить по согласованию с потребителем реструктуризации задолженности по договору о предоставлении потребительского кредита.
Обращаем также внимание, что статьями 5 и 47 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" определена экономическая независимость банков и самостоятельность в проведении ими кредитной политики, которую они должны осуществлять, гарантируя безубыточную деятельность и учитывая риски невозврата кредитов. Банки определяют порядок привлечения и размещения средств на собственных условиях и на собственный риск, самостоятельно устанавливают уровень процентных ставок и комиссионных вознаграждений.
Национальный банк Украины считает, что урегулировать вышеупомянутый вопрос необходимо исключительно на добровольных и договорных началах.
Источник информации: http://www.bank.gov.ua/