В Верховной Раде зарегистрирован проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения прозрачности деятельности Национального банка Украины и повышения его ответственности перед обществом

Согласно пояснительной записки Законопроект подготовлен в целях повышения ответственности НБУ за свои решения, создание условий для соблюдения им законодательно регламентированного порядка работы, обеспечения прозрачности и прогнозируемости принятия решений в сфере банковского регулирования и надзора, подчинение этих решений интересам государства и развития экономики.

Необходимой составляющей восстановления доверия к банковской системе и регулятора является также обеспечение широкого информирования общества о реальном состоянии дел в банковском секторе, правовую и экономическую обоснованность мер, принимаемых НБУ. В основу законопроекта положены соответствующие положения стратегии развития банковской системы 2016-2020 «СИНЕРГИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВ И ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ», которая была одобрена на всеукраинском форуме, организованном в июня 2016 года при участии более двух сотен отечественных и зарубежных банкиров, экспертов-практиков и ученых, а также рекомендована для учета решением Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Парламента, Кабинета Министров и Национальному банку Украины, другим органам власти.

Авторы Проект обосновывают необходимость принятия акта следующим.

Системные проблемы банковской системы, экономики Украины и общества, продолжают усиливаться, в значительной мере это обусловлено чрезвычайно мощными рычагами, сконцентрированными в Национальном банке, и отсутствием механизмов обеспечения соответствия его деятельности интересам общества. Решение Национального банка Украины (НБУ) повалютному курсу, ценам, надежности депозитов и стоимости кредитов мгновенно и масштабно влияют на уровень жизни каждого гражданина и условия бизнеса. Ложное понимание «независимости» центрального банка как бесконтрольности и безответственности вместе со значительным расширением полномочий, что произошло в последние годы, составляют огромные риски и уже привели к значительным финансовым потерям. Следует признать, что на сегодняшний день отсутствуют средства, способные стимулировать руководителей НБУ к соблюдению закона и конструктивной финансовой политики.

Согласно задекларированного в Уставе Европейского центрального банка принципа независимости центральных банков украинскому законодательству Национальному банку гарантированно невмешательство в его деятельность со стороны любых государственных органов и должностных лиц. Ни один государственный орган или организация не имеют полномочий для того, чтобы проконтролировать эффективность выполнения центральным банком своих задач, соблюдение закона о НБУ. В этой связи, чрезвычайно важной является развитие в НБУ внутренней системы «удержаний и противовесов». В основном законе - Конституции Украины Правлению НБУ уделено особое внимание. Предусмотрен особый порядок формирования этого органа, определены его задачи - разработка Основных принципов денежно-кредитной политики и осуществления контроля за их соблюдением. Проводимая НБУ политика должна соответствовать Основным принципам. Однако, практика показала, что правовые основы деятельности Правления НБУ имеют существенные недостатки, в результате которых правление НБУ длительное время вообще может не назначаться и определенный законом порядок работы НБУ не соблюдается. Также отсутствуют реальные средства, которые бы давали правлению НБУ возможность оценивать работу НБУ.

Такое несовершенство законодательства создает огромные коррупционные риски, которые практически невозможно компенсировать деятельностью антикоррупционных органов.

Существующая система управления НБУ и система назначений должностных лиц обусловливает жесткую вертикаль внутренней «власти» и зависимость решений от воли одного человека - главы НБУ. Установленная законом ответственность Председателя НБУ за деятельность НБУ перед Президентом и Верховной Радой Украины и подотчетность НБУ «в пределах их конституционных полномочий» является фикцией, поскольку, во-первых, Конституция не предусматривает полномочий Президента и Верховной Рады по осуществлению контроля за деятельностью НБУ, во-вторых , среди оснований освобождения главы НБУ с должности нет ни одной, связанной с негативной оценкой работы НБУ. Положения закона об ответственности членов Правления являются также чисто декларативными и содержат внутреннее противоречие, поскольку предусматривают «коллегиальную» ответственность «в пределах компетенции» члена Правления. Так же не определен порядок досрочного освобождения руководителей НБУ, процедура выявления, например, обстоятельств, обусловливающих потерю безупречной деловой репутации.

Представляется, что нормы относительно того, что служащие НБУ не несут ответственности за результаты своих решений при реализации предоставленных законом полномочий, наряду с отсутствием проведения независимой правовой экспертизы принятии нормативных актов содержат слишком большие коррупционные факторы. Недавно установлен запрет обжаловать решение НБУ иначе, чем с целью установления их законности (то есть, с целью подтверждения наличия у НБУ полномочия, а не по существу, по их обоснованности), что нарушает определенное Конституцией право на правосудие и игнорирует принцип распространения компетенции судебных органов на все правоотношения в государстве. Невозможность остановки действия решений НБУ об отнесении банка к категории неплатежеспособных даже во время их судебного обжалования приводит к непоправимым для банка последствий, даже если в суде доводиться правомерность действий банка.

На данный момент основные функции НБУ не отвечают в полной мере мировой практике, в частности, опыта Федеральной резервной системы США. Они также не соответствуют сегодняшним потребностям в нашем государстве. При существующей значительной зависимости внутреннего товарного рынка от импорта ценовая стабильность недостижима без стабильности обменного курса гривны относительно свободно конвертируемых иностранных валют. Также, монетарная, регуляторная и наблюдательная политика НБУ по отношению к банкам полностью игнорируют потребности кредитования экономики и создания новых рабочих мест, то есть не выполняют основной задачи любой банковской системы в обществе. В то же время, реализация стратегии развития Украины возможна лишь при условии объединения усилий всех институтов и ресурсов ради общей цели.

Деятельность НБУ в сфере банковского регулирования и надзора остается непрозрачной и закрытой для общественности и участников рынка. Массовое объявления банков неплатежеспособными привело к катастрофическому падению уровня доверия к банковской системе, потери сбережений населением, вызвало волну банкротств и неплатежей, полной дестабилизации рынка. Установка, вопреки позиции многих авторитетных экспертов, неоправданных требований к объему и темпам наращивания капитала приводит к уничтожению малых банков и монополизации рынка. Доверие к банковской системе и уровень кредитования экономики достигли самых низких показателей с момента провозглашения независимости.

Все это обусловливает необходимость принятия решительных мер для возвращения деятельности центрального банка в конструктивное правовое русло. НБУ необходимо «повернуться лицом» к обществу и стать частью государственной системы, работающей ради повышения благосостояния граждан и усиления мощности национальной экономики, а не наоборот.

Источник информации: официальный сайт Верховной Рады Украины http://rada.gov.ua