Законопроектом предлагаются изменения которые позволят усовершенствовать регулирование платежных систем, упорядочить деятельность небанковских финансовых учреждений на рынке платежных услуг, предоставить право небанковским финансовым учреждениям осуществлять выпуск электронных денег, усовершенствовать порядок осуществления оверсайта платежных систем, привести национальное уголовное законодательство в соответствие с требованиями европейского законодательства.

Согласно пояснительной записке к Законопроекту "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования перевода средств" предлагается урегулировать следующие основные вопросы:

1) предоставить новое определение термина "платежная система", близкое к определению, изложенному в Директиве 2007/64/ЕС;

2) ввести в законодательстве понятие "провайдер интернет-расчетов" и предоставить ему определение;

3) предоставить право небанковским финансовым учреждениям, которые имеют лицензию на перевод средств без открытия счетов, осуществлять выпуск электронных денег и иметь агентов, а Национальному банку Украины - определять требования к небанковским финансовым учреждениям для получения такой лицензии, в том числе к минимальному размеру собственного капитала и раскрытия информации о структуре собственности;

4) изменить название Реестр платежных систем, систем расчетов, участников этих систем и операторов услуг платежной инфраструктуры на Регистрацию платежной инфраструктуры и предусмотреть внесение в него сведений о небанковских финансовых учреждениях, осуществляющих перевод средств, провайдеров интернет-расчетов, коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений, эмитентов электронных денег;

5) ввести уведомительный характер внесения в Реестр платежной инфраструктуры сведений об участниках международных платежных систем, созданных нерезидентами;

6) упорядочить деятельность небанковских финансовых учреждений на рынке платежных услуг, в частности отменить требование о необходимости их участия в платежной системе для предоставления услуг по переводу средств и, в свою очередь, ввести альтернативный механизм контроля за прозрачностью их расчетов;

7) предоставить право резидентам Украины с помощью электронных денег платить налоги, сборы, другие обязательные платежи, а также осуществлять благотворительные (добровольные) взносы и пожертвования.

8) предоставить право резидентам Украины осуществлять / получать плату за товары, работы, услуги электронными деньгами, выпущенными нерезидентами;

9) предоставить право банкам Украины открывать счета юридическим лицам-нерезидентам;

10) предусмотреть право Центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, открывать текущие счета в гривне физическим лицам, которые получают выплаты за счет средств государственного бюджета;

11) в части осуществления Национальным банком надзора (оверсайта) платежных систем:

ввести термин "платежная инфраструктура" и заменить термин "надзор (оверсайт) платежных систем" новым термином "оверсайт платежной инфраструктуры»;

отнести к объектам оверсайта платежной инфраструктуры только тех субъектов, которые внесены в Реестр платежной инфраструктуры или которые предоставили Национальному банку документы для внесения сведений в этот реестр, и распространить оверсайт на коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений, имеющих лицензию Национального банка на перевод средств без открытия счетов, а также провайдеров интернет-расчетов;

предусмотреть право Национального банка налагать штрафы на юридических лиц - объектов оверсайта и установить размер этих штрафов от ста необлагаемых минимумов доходов граждан до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан;

12) установить предельный срок, после которого участники платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры не смогут предоставлять услуги платежных систем, а поставщики услуг по переводу средств использовать услуги операторов платежной инфраструктуры, сведения о которых не внесены в Реестр платежной инфраструктуры.

13) заменить вид наказания (с исключительно штрафа на ограничение или лишение свободы) за преступление в виде незаконных действий с платежными инструментами и средствами их идентификации, платежными устройствами, электронными деньгами и установить меру наказания, которая в полной мере отражает уровень общественной опасности.

Проект

вносится

народными депутатами Украины

Демчаком Р.Е.

ДОВБЕНКО М.В.

Ризаненка П.В.

                                                                                               Журжием А.В.

                                                                                                Рыбаком С.В.

                                                                                             Фурсиным И.

                                        Закон Украины

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования перевода средств

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты:

1. Статью 200 Уголовного кодекса Украины (Официальный вестник Украины, 2001, N 21 (08.06.2001), ст. 920 Ведомости Верховной Рады Украины, 2001, N 25-26 (29.06.2001), ст. 131) изложить в следующей редакции :

"Статья 200. Неправомерный оборот средств платежа

1. Подделка платежных инструментов и других средств доступа к банковским счетам, электронных денег и средств доступа к ним, платежных устройств, средств идентификации личности владельца банковского счета и/или пользователя электронных платежных средств, а так же приобретение, хранение, перевозка, пересылка с целью сбыта поддельных платежных инструментов, платежных устройств или их использование или сбыт, неправомерный выпуск или использования электронных денег, а также незаконное завладение платежными инструментами или средствами идентификации личности владельца банковского счета, пользователя электронных платежных средств, средств доступа к банковским счетам, средств доступа к электронным деньгам -

наказывается штрафом от десяти до двадцати тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от одного до трех лет, со специальной конфискацией.

2. Изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка с целью использования или сбыта программных, технических средств, выполняющих операционные или иные технологические функции для неправомерного приема, выдачи, перевода средств, их использование или сбыт -

наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок, со специальной конфискацией.

3. Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или служебным лицом или работником, которым соответствующие сведения стали известны по службе или работе, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет, со специальной конфискацией, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного до трех лет или без такового.

4. Действия предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет, со специальной конфискацией, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного до трех лет или без такового.

Примечание. Под платежными инструментами следует понимать документы на перевод в бумажной и электронной форме, электронные платежные средства. Под средствами идентификации личности владельца банковского счета, пользователя электронных платежных средств следует понимать электронную подпись, в том числе электронная цифровая подпись, персональный идентификационный номер и дополнительные средства идентификации. Под средствами доступа к банковским счетам, электронных денег следует понимать программное обеспечение и технические устройства, с помощью которых возможно осуществление операций с банковским счетом или электронными деньгами. ".

2. В Кодексе Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета УССР, 1984 г.., N 51, ст. 1122):

1) В статье 163-13 абзац первый и второй после слов "коммерческим агентом банка" дополнить словами "небанковское финансовое учреждение".

2) В статье 166-20:

а) название статьи изложить в следующей редакции "Нарушение законов Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины относительно осуществления оверсайта платежной инфраструктуры»;

б) часть третью исключить;

в) в части четвертой слова "первой - третьей" заменить словами "первой и второй";

г) в тексте статьи слова "надзор (оверсайт)" во всех падежах заменить словом "оверсайт" в соответствующем падеже;

3. В Законе Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины 2001, N 29 от 20.07.2001, ст. 137 с последующими изменениями):

1) преамбулу изложить в следующей редакции:

"Этот Закон определяет общие принципы функционирования платежных систем и систем расчетов (далее - платежные системы) в Украине, понятие и общий порядок проведения перевода средств, устанавливает ответственность субъектов перевода, а также определяет общий порядок осуществления оверсайта платежной инфраструктуры".

2) В статье 1:

пункт 1.2) изложить в следующей редакции:

"1.2) банковский автомат самообслуживания (банковский автомат) - платежное устройство, предоставляющее возможность держателю электронного платежного средства осуществить самообслуживание по операциям выдачи средств в наличной форме, внесение их для зачисления на соответствующие счета, получение информации о состоянии счетов, а также выполнить другие операции согласно функциональным возможностям устройства; ".

в пункте 1.6) слова "или другими учреждениями - участниками платежной системы" исключить.

дополнить новым пунктом 1.13-1) следующего содержания:

"1.13-1) электронные деньги - единицы стоимости, которые хранятся на электронном устройстве, выпускаются в обмен на денежные средства, принимаются как средство платежа другими лицами, нежели лицо, их выпускающее и являются денежным обязательством этого лица, и выполняються в наличной или безналичной форме".

пункт 1.18-1) изложить в следующей редакции:

"1.18-1) пользователь - юридическое или физическое лицо, которому предоставляется услуга по переводу средств".

пункты 1.21) и 1.22) изложить в следующей редакции:

"1.21) операционный день - часть рабочего дня банка или небанковского финансового учреждения, в течение которой принимаются от клиентов документы на перевод и документы на отзыв и можно, при наличии технической возможности, осуществить их обработку, передачу и исполнение. Продолжительность операционного дня устанавливается банком или небанковским финансовым учреждением самостоятельно и закрепляется в их внутренних нормативных актах;

1.22) операционное время - часть операционного дня банка или небанковского финансового учреждения, в течение которой принимаются документы на перевод и документы на отзыв, которые должны быть обработаны, переданы и выполнены в течение этого же рабочего дня. Продолжительность операционного времени устанавливается банком или небанковским финансовым учреждением самостоятельно и закрепляется в их внутренних нормативных актах; ".

дополнить статью новым пунктом 1.26-1) следующего содержания:

"1.26-1) платежная инфраструктура - поставщики услуг по переводу и совокупность отношений, возникающая при проведении ими перевода";

абзац первый пункта 1.29) изложить в следующей редакции:

"Платежная система - совокупность отношений, которые возникают по поводу перевода, и регулируются договорами и общими правилами платежной системы по процессингу, клирингу и/или расчетов".

пункт 1.32-1) изложить в следующей редакции:

"1.32-1) платежный терминал - электронное платежное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе выдачи средств в наличной форме, получения справочной информации и печати документа по операции с применением электронного платежного средства;".

пункт 1.32-2) изложить в следующей редакции:

"1.322) платежный устройство - устройство (банковский автомат, платежный терминал, программно-технический комплекс самообслуживания и т.п.), позволяет пользователю осуществить операции по инициированию перевода, а также выполнить другие операции согласно функциональным возможностям устройства.

Программно-технический комплекс самообслуживания - платежное устройство, которое позволяет пользователю осуществлять операции по внесению наличных для инициирования перевода, а также выполнять другие операции согласно функциональных возможностей устройства без непосредственного участия оператора (кассира)".

дополнить новыми пунктами 1.323) и 1,324) следующего содержания:

"1.32-3) поставщик услуг по переводу - юридическое лицо, оказывающее услуги по переводу и/или осуществляет выпуск электронных денег или с участием которой предоставляется услуга по переводу;

1.32-4) провайдер интернет-расчетов - юридическое лицо, обеспечивающее проведение платежей и расчетов в сети Интернет с использованием электронных платежных средств платежных систем, сведения о которой внесены в Реестр платежной инфраструктуры, и электронных денег".

В связи с этим пункт 1.32-3) считать пунктом 1.32-5).

пункты 1.45) и 1.46) изложить в следующей редакции:

"1.45) международные стандарты оверсайта платежной инфраструктуры - документы, принятые Банком международных расчетов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам, определяющих стандарты оверсайта платежной инфраструктуры.

1.46) оверсайт платежной инфраструктуры - деятельность Национального банка Украины с целью обеспечения непрерывного, надежного и эффективного функционирования платежной инфраструктуры, которая включает:

мониторинг платежной инфраструктуры;

оценки ее соответствия требованиям законодательства Украины и международным стандартам оверсайта платежной инфраструктуры;

установление требований и ограничений относительно деятельности платежной инфраструктуры;

в случае необходимости предоставления рекомендаций по совершенствованию деятельности платежной инфраструктуры и применения мер воздействия ".

3) Статью 2 дополнить новым пунктом 2.2 следующего содержания:

"2.2. Национальный банк Украины имеет право принять решение о принадлежности операций, осуществляемых лицом на рынке финансовых услуг, к услугам по переводу. О таком решении Национальный банк Украины не позднее следующего рабочего дня сообщает соответствующее лицо, которое обязано со дня получения уведомления Национального банка Украины приостановить оказание услуг по переводу до приведения своей деятельности в соответствие с требованиями настоящего Закон. В случае несоблюдения требований настоящей статьи, лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Украины".

4) В статье 5:

пункты 5.1 и 5.2 изложить в следующей редакции:

"5.1. Субъектами правовых отношений, возникающих при осуществлении перевода, есть поставщики услуг по переводу и пользователи. Отношения между субъектами перевода регулируются на основании договоров, заключенных с учетом требований законодательства Украины.

5.2. Поставщиками услуг по переводу являются:

банки, их коммерческие агенты;

небанковские финансовые учреждения, которые имеют лицензию Национального банка Украины на перевод средств без открытия, их коммерческие агенты;

платежные организации платежных систем и участники платежных систем;

эмитенты электронных денег;

провайдеры интернет-расчетов;

операторы услуг платежной инфраструктуры".

дополнить новыми пунктами 5.3, 5.4 и 5.5 следующего содержания:

"5.3. Небанковское финансовое учреждение приобретает право на оказание услуг по переводу после получения лицензии Национального банка Украины на перевод средств без открытия счетов (далее - лицензия на перевод средств) в порядке и в соответствии с требованиями, установленными Национальным банком Украины

5.4. Поставщики услуг по переводу имеют право осуществлять деятельность в Украине по переводу исключительно после внесения сведений о них в Реестр платежной инфраструктуры.

Эта норма не распространяется на банки, которые не являются платежными организациями платежных систем и участниками платежных систем.

5.5. Коммерческие агенты, предоставляющие услуги по переводу от имени банка или небанковского финансового учреждения, которая имеет лицензию на перевод средств, обязаны обеспечить предоставление информации об этом пользователям".

5) дополнить новой статьей 51 следующего содержания:

"Статья 5-1. Регистрация платежной инфраструктуры

Национальный банк Украины ведет Реестр платежной инфраструктуры (далее - Реестр). В Реестр вносятся сведения о:

внутригосударственной платежной системе и международной платежной системе, платежной организацией которой является резидент, после согласования правил этой платежной системы;

международной платежной системе, платежной организацией которой является нерезидент, после согласования условий и порядка деятельности этой платежной системы в Украине;

внутрибанковскую платежную систему после получения уведомления банка о начале деятельности этой системы;

участника внутригосударственной платежной системы и международной платежной системы, платежной организацией которой является резидент, после получения сообщения платежной организации о заключенном с этим участником договоре;

участнике международной платежной системы, платежной организацией которой является нерезидент, после получения сообщения о заключенном с платежной организацией международной платежной системы договоре;

небанковском финансовом учреждении, после получения им лицензии на перевод средств;

эмитенте электронных денег, после согласования правил использования электронных денег;

провайдере интернет-расчетов (резидента и нерезидента), после согласования условий и порядка его деятельности;

коммерческом агенте банка/небанковского финансового учреждения по приему наличности для дальнейшего перевода, коммерческого агента эмитента электронных денег, после сообщения банком/небанковским финансовым учреждением/эмитентом электронных денег о заключенных ими агентских договорах;

оператора услуг платежной инфраструктуры после согласования условий и порядка его деятельности.

Национальный банк Украины осуществляет внесение сведений в Реестр в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Поставщики услуг по переводу, сведения о которых внесены в Реестр, обязаны в течение всего времени, в течение которого они осуществляют свою деятельность, отвечать требованиям, установленным настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины ".

6) В абзаце первом пункта 6.1. статьи 6 слова "юридическим лицам - инвесторам" заменить словами "юридическим лицам".

7) В статье 7:

название статьи 7 изложить в следующей редакции: "Статья 7. Виды счетов".

дополнить статью новым пунктом 7.3. следующего содержания:

"7.3. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, имеет право открывать текущие счета в гривне физическим лицам, которые получают выплаты за счет средств государственного бюджета.

Порядок и условия обслуживания текущих счетов физических лиц и их режимы определяются Кабинетом Министров Украины".

8) В статье 8:

пункт 8.2 изложить в следующей редакции:

"8.2. Банк или небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств, обязан (но) выполнить поручение клиента, которое содержится в документе на перевод наличности, в течение операционного времени в день поступления этого документа в банк или небанковское финансовое учреждение.

Банки или небанковские финансовые учреждения, которые имеют лицензию на перевод средств, и их клиенты имеют право оговаривать в договорах другие, чем установленные в этом пункте, сроки перевода наличности".

в пункте 8.3 после слова "банк" дополнить словами "или небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств".

9) В статье 9:

в подпункте 9.2.1. пункта 9.2. после слов "выхода из системы" дополнить словами "порядок осуществления контроля платежной организацией платежной системы за участниками платежной системы и поставщика услуг платежной инфраструктуры»;

дополнить статью новым подпунктом 9.2.3. следующего содержания:

"9.2.3. Платежные организации платежных систем, участники платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны выполнять правила платежной системы, и ограничения относительно их деятельности, установленные Национальным банком Украины ";

пункт 9.3 исключить.

в пункте 9.5:

а) абзац первый дополнить словами "и всем пользователям";

б) дополнить новыми абзацами вторым и третьим следующего содержания:

"Платежная организация платежной системы несет ответственность за деятельность своих участников и операторов услуг платежной инфраструктуры в случаях, определенных правилами соответствующей платежной системы".

Платежная организация платежной системы вправе выполнять функции участника этой платежной системы. В этом случае на него распространяются требования этого Закона, как к участнику платежной системы".

дополнить статью новыми пунктами 9.8 и 9.9 следующего содержания:

"9.8. Платежная организация платежной системы обязана обеспечить хранение информации о каждой операции по переводу средств, совершенное ее участниками, в системе учета платежной организации платежной системы, с возможностью восстановить данные о дате совершения сделки, инициатора и получателя перевода, место инициирования и выплаты перевода, сумму и валюту перевода средств.

9.9. Платежная организация платежной системы обязана обеспечить выполнение документов на перевод, принятых платежной системой, даже в случае признания участника платежной системы, через которого было инициировано перевод, неплатежеспособным ".

10) В статье 10:

пункт 10.1 изложить в следующей редакции:

"10.1. Банки и/или небанковские учреждения-резиденты имеют право создавать внутригосударственные и/или международные платежные системы ".

в пункте 10.3 слова "Национального банка Украины на перевод средств без открытия счетов" заменить словами "на перевод средств".

11) В пункте 12.1 статьи 12 слова "Национального банка Украины на перевод средств без открытия счетов" заменить словами "на перевод средств".

12) В статье 14:

пункт 14.2 дополнить абзацем следующего содержания:

"Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, имеет право осуществлять эмиссию электронных платежных средств государственной платежной системы в соответствии с договором с платежной организацией этой системы. На деятельность Центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, по эмиссии электронных платежных средств, распространяются требования этой статьи ".

дополнить статью новым пунктом 14.18-1 следующего содержания:

"14.18-1. Эквайер обязан обеспечить для субъектов хозяйствования, с которыми у него заключены соответствующие договоры, возможность осуществления держателями электронных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием электронных платежных средств не менее двух платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины".

в абзаце первом пункта 14.19 слово "трех" заменить словом "двух".

пункт 14.20 дополнить абзацем первым следующего содержания:

"Эквайер обязан обеспечить держателям электронных платежных средств возможность получения наличных через платежные устройства с использованием электронных платежных средств не менее двух платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины".

13) Статью 15 изложить в следующей редакции:

«Статья 15. Выпуск электронных денег резидентами и осуществления операций с ними

15.1. Выпуск электронных денег имеют право осуществлять и небанковские финансовые учреждения, имеющее лицензию на перевод средств (далее - эмитент электронных денег).

Банк, небанковское финансовое учреждение, что намерены осуществлять выпуск электронных денег, обязаны до начала их выпуска согласовать с Национальным банком Украины правила использования электронных денег в порядке, установленном нормативным правовым актом Национального банка Украины.

Эмитент электронных денег берет на себя обязательства по их погашению.

Выпуск электронных денег осуществляется путем их предоставления пользователям или коммерческим агентам в обмен на наличные или безналичные средства.

Эмитент электронных денег, обязан погашать выпущенные им электронные деньги.

Пользователем электронных денег может быть субъект хозяйствования или физическое лицо. Пользователь - субъект хозяйствования имеет право использовать электронные деньги для осуществления оплаты товаров, работ и услуг. Пользователь - физическое лицо имеет право использовать электронные деньги для осуществления оплаты товаров (продукции, работ, услуг) уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, осуществления благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований и переводить электронные деньги другим пользователям - физическим лицам.

Пользователь - субъект хозяйствования имеет право получать электронные деньги и предъявлять их к погашению только в обмен на безналичные средства.

Пользователь - физическое лицо имеет право получать электронные деньги и предъявлять их к погашению в обмен на наличные или безналичные средства.

Юридические лица и физические лица-предприниматели принимающих электронные деньги в качестве оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), как уплаченные налоги, сборы, другие обязательные платежи, как благотворительные (добровольные) взносы и пожертвования имеют право использовать полученные электронные деньги исключительно для обмена на безналичные средства или возвращать их пользователям в случае возвращения ими в соответствии с Законом Украины "О защите прав потребителей" товаров, приобретенных за электронные деньги.

15.2. Национальный банк Украины имеет право принять решение о принадлежности операций, осуществляемых лицом на рынке финансовых услуг, к услугам по выпуску и использования электронных денег. О таком решении Национальный банк Украины не позднее следующего рабочего дня сообщает соответствующее лицо, которое обязано со дня получения уведомления Национального банка Украины приостановить оказание услуг по выпуску и использованию электронных денег до приведения своей деятельности в соответствие с требованиями настоящего Закон. В случае несоблюдения требований настоящей статьи, лицо несет ответственность согласно законодательству Украины.

Порядок осуществления операций с электронными деньгами и максимальная сумма электронных денег на электронном устройстве, которое находится в распоряжении пользователя, определяются нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Национальный банк Украины имеет право устанавливать требования к эмитентам электронных денег по размеру суммы выпущенных электронных денег.

15.3. Эмитент электронных денег имеет право осуществлять выпуск электронных денег, номинированных только в гривне, для использования на территории Украины.

Эмитент электронных денег имеет право выпускать электронные деньги в сумме, не превышающей сумму полученных им денежных средств.

Эмитент электронных денег-небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств и осуществляет выпуск электронных денег, обязано хранить средства в сумме, соответствующей сумме обязательств этого лица по выпущенным электронными деньгами, на текущем счете со специальным режимом использования, открытом в банке. Небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств, обязана использовать средства по этому счету исключительно для погашения выпущенных этим лицом электронных денег и удержание комиссионного вознаграждения. Осуществление других операций по этому счету запрещается. Ответственность за целевое использование средств с этого счета несет эмитент электронных денег-небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств.

15.4. Коммерческие агенты эмитента электронных денег имеют право осуществлять:

предоставление электронных денег пользователям без обязательства по их погашению (распространение электронных денег) (коммерческий агент по распространению)

предоставление пользователям способов пополнения электронными деньгами электронных устройств (коммерческий агент по пополнению)

обмен электронных денег (выпущенных как в гривне, так и за пределами Украины), выпущенных одним лицом, на электронные деньги другого лица (обмен электронных денег) (коммерческий агент из обменных операций);

прием электронных денег в обмен на наличные / безналичные гривны (коммерческий агент по расчетам).

Коммерческим агентом по расчетам может быть исключительно банк и небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств.

Коммерческий агент по расчетам не имеет права передавать свои полномочия по агентскому договору другим субъектам хозяйствования.

Коммерческим агентом из обменных операций может быть банк и небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств.

Электронные деньги в гривне могут обмениваться на электронные деньги, выпущенные за пределами Украины.

Прием электронных денег в качестве оплаты товаров (продукции, работ, услуг), в виде уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, а также как благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований, осуществляется другими лицами чем эмитент электронных денег, на основании заключенных договоров с эмитентом электронных денег и / или его коммерческими агентами по расчетам.

Для выполнения операционных и других технологических функций, обеспечивающих использование электронных денег, эмитент электронных денег, вправе привлекать других юридических лиц - резидентов ».

14) дополнить новой статьей "151 следующего содержания:

"Статья 151. Осуществление операций с электронными деньгами, выпущенными нерезидентами

Субъекты хозяйствования Украины, принимающих электронные деньги в качестве оплаты за товары, работы, услуги и пользователи имеют право осуществлять операции с электронными деньгами, выпущенными нерезидентом, сведения о которой внесены в Реестр.

Пользователи имеют право приобретать электронные деньги, выпущенные нерезидентом, в наличной и безналичной форме и получать средства от погашения таких электронных денег, исключительно с использованием счетов, открытых в банках Украины.

Субъекты хозяйствования, которые принимают электронные деньги, выпущенные нерезидентом, в качестве оплаты за товары, работы, услуги, имеют право получать средства от погашения таких электронных денег исключительно на счета, открытые в банках Украины.

Порядок осуществления операций с электронными деньгами, выпущенными нерезидентом, и ограничения по сумме электронных денег, которую пользователи имеют право хранить на электронном устройстве, которое находится в их распоряжении, определяются нормативно-правовыми актами Национального банка Украины ".

15) В статье 21:

 подпункт 2 пункта 21.1 после слов "любого банка" дополнить словами "или небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств, их коммерческих агентов".

дополнить новыми пунктами 21.2 и 21.3 следующего содержания:

"21.2. Банки (в том числе их коммерческие агенты), небанковские финансовые учреждения, которые имеют лицензию на перевод средств (в том числе их коммерческие агенты), обязаны обеспечить информирование плательщика, инициирует перевод, относительно:

наименование и местонахождение банка или небанковской финансовой организации;

наименование и местонахождение коммерческого агента банка или небанковского финансового учреждения (в случае предоставления услуги через коммерческого агента)

 номера телефона справочной службы, адреса электронной почты и т.п. для связи с поставщиком услуг по переводу, режима работы платежного устройства;

сроков зачисления средств получателям;

размера комиссионного вознаграждения (платы за совершение операции);

перечень номиналов банкнот гривны, на прием которых настроены платежные устройства (в случае инициирования перевода наличных).

Участники платежных систем дополнительно размещают информацию о наименовании платежной системы и наименование и местонахождение платежной организации платежной системы.

Указанная в настоящем пункте информация должна быть размещена в обозримом плательщиков месте или на мониторе платежного устройства.

21.3. Поставщики услуг по переводу обязаны обеспечить хранение информации о каждой операции по переводу средств в системах учета с возможностью восстановить данные о дате совершения сделки, инициатора и получателя перевода, место инициирования и выплаты перевода, сумму и валюту перевода средств ".

16) В статье 24:

в пункте 24.1 слова "другого учреждения-участника платежной системы" заменить словами "небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств";

пункты 24.3 и 24.4 изложить в следующей редакции:

 "24.3. При использовании документа на перевод наличных инициирование перевода считается завершенным с момента принятия к исполнению банком или небанковским финансовым учреждением, имеющим лицензию на перевод средств, документа на перевод наличности вместе с суммой средств в наличной форме. Принятие документа на перевод наличности к выполнению заверяется подписью уполномоченного лица банка или небанковского финансового учреждения, которая имеет лицензию на перевод средств, или соответствующим образом оформленной квитанции.

24.4. Банки обязаны отображать информацию в разрезе каждой операции по приему наличных (в том числе их коммерческих агентов) в системе автоматизации банков на внутрибанковском счета и / или внутренний подсистеме системы автоматизации банка в тот же операционный день (в случае осуществления инициирования перевода наличных плательщиком в течение операционного времени) или не позднее следующего операционного дня (в случае инициирования перевода наличности после окончания операционного времени).

Небанковские финансовые учреждения, которые имеют лицензию на перевод средств, обязаны отражать информацию в разрезе каждой операции по приему наличных (в том числе их коммерческих агентов) в системе учета небанковского финансового учреждения в тот же операционный день (в случае осуществления инициирования перевода наличных плательщиком в течение операционного времени) или не позднее следующего операционного дня (в случае инициирования перевода наличности после окончания операционного времени) ";

в пункте 24.5 слова "о каждой операции" заменить словами "в разрезе каждой операции";

пункт 24.6 изложить в следующей редакции:

"24.6. Банк, небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств, который (ая) привлекает коммерческого агента для приема наличных для последующего ее перевода определяет необходимость создания страхового (резервного) фонда для обеспечения бесперебойной работы ".

в пункте 24.7:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"24.7. Банки (в том числе их коммерческие агенты), небанковские финансовые учреждения, которые имеют лицензию на перевод средств (в том числе их коммерческие агенты), которые принимают наличные (в том числе с помощью платежных устройств) для последующего ее перевода, обязаны: ";

б) абзац второй исключить.

В связи с этим абзацы третий - пятый считать абзацами вторым - четвертым.

в) абзац третий после слов "системы автоматизации банка" дополнить словами "/ учетной системы небанковского финансового учреждения, которое имеет лицензию на перевод средств";

г) в абзаце четвертом слова "с использованием программно-технического комплекса самообслуживания" исключить;

дополнить статью новым пунктом 24.9. следующего содержания:

"24.9. Небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств, обязана обеспечить зачисление принятой ею наличности для дальнейшего перевода на свой текущий счет со специальным режимом использования, открытый в банке. Небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств, обязана использовать средства по этому счету исключительно для осуществления операций, связанных с переводом принятой наличности и оплаты за предоставление этой услуги. Осуществление других операций по этому счету запрещается.

Коммерческие агенты банков и небанковских финансовых учреждений по приему наличности для дальнейшего перевода обязаны обеспечить зачисление принятой ими наличных для дальнейшего перевода на свой текущий счет со специальным режимом использования, открытый в банке. Коммерческие агенты банков и небанковских финансовых учреждений по приему наличности для дальнейшего перевода обязаны использовать средства по этому счету исключительно для перечисления средств банка / небанковской финансовой учреждении, с которым заключен агентский договор. Осуществление других операций по этому счету запрещается.

Коммерческие агенты банков и небанковских финансовых учреждений по приему наличности для дальнейшего перевода несут ответственность за нарушение режима использования счета, который указан в данном пункте ".

17) дополнить новой статьей 321 следующего содержания:

"Статья 321. Ответственность небанковских финансовых учреждений, которые имеют лицензию на перевод средств, при осуществлении перевода

Небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств, несет ответственность перед пользователем, связанную с проведением перевода, в соответствии с настоящим Законом.

Небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств, и заключила агентские договоры с юридическими лицами (коммерческими агентами), о предоставлении ими услуги по переводу, несет ответственность перед плательщиком и получателем, связанную с проведением перевода.

В случае нарушения небанковским финансовым учреждением, имеющим лицензию на перевод средств, установленных настоящим Законом сроков выполнения поручения клиента на перевод, эта небанковское финансовое учреждение обязано уплатить инициатору перевода пеню в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, не может превышать 10 процентов суммы перевода.

В случае потери суммы перевода небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств, обязана вернуть инициатору эту сумму, уплаченную стоимость предоставленных услуг, а также уплатить штраф в размере 25 процентов уплаченной стоимости предоставленных услуг.

Небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств, обязана по требованию инициатора перевода письменно сообщить о состоянии выполнения его поручения, содержащегося в соответствующем документе на перевод.

Споры между небанковским финансовым учреждением, имеющим лицензию на перевод средств, и инициатором перевода рассматриваются в судебном порядке ".

18) В статье 33:

в пунктах 33.1 и 33.2 слова "или другим учреждением - участником платежной системы" во всех падежах заменить словами "или небанковским финансовым учреждением, имеющим лицензию на перевод средств" в соответствующем падеже;

пункт 33.3 изложить в следующей редакции:

"33.3. Плательщик обязан возместить вред, причиненный банку или небанковской финансовой учреждении, которое имеет лицензию на перевод средств, которые его обслуживают, вследствие несоблюдения этим плательщиком требований по защите информации и проведением незаконных операций с компонентами платежных систем (платежные инструменты, оборудование, программное обеспечение и т.д. ). При этом банк или небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств, обслуживающий плательщика, освобождается от ответственности перед плательщиком за проведение перевода ".

19) Название раздела IX изложить в следующей редакции:

"Раздел IX оверсайта платежной инфраструктуры и контроль за осуществлением перевода".

20) В статье 41:

название статьи изложить в следующей редакции: "Статья 41. Осуществление оверсайта платежной инфраструктуры»;

 пункты 41.1 - 41.3 изложить в следующей редакции:

"41.1. Национальный банк Украины осуществляет оверсайт платежной инфраструктуры (далее - оверсайт) в части функционирования платежной инфраструктуры в Украине в соответствии с настоящим Законом, Законом Украины "О Национальном банке Украины" и нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

41.2. Объектами оверсайта есть поставщики услуг по переводу, сведения о которых внесены в Реестр, или которые предоставили Национального банка Украины документы для внесения сведений в Реестр.

41.3. Национальный банк Украины имеет право устанавливать такие категории важности платежных систем: системно важные и социально значимые платежные системы, а также требования к таким системам. Критериями определения важности платежных систем являются объемы операций и виды услуг, предоставляемых платежными системами.

Национальный банк Украины осуществляет оценки объектов оверсайта на соответствие требованиям законодательства Украины и международным стандартам оверсайта для минимизации рисков, которые им свойственны ";

дополнить статью новым пунктом 41.41 следующего содержания:

"41.41. Объектам оверсайта запрещается осуществлять рисковую деятельность, связанную с переводом.

Перечень признаков, наличие которых является основанием для заключения Национального банка Украины о проведении объектами оверсайта рисковой деятельности, связанной с переводом, определяется нормативно-правовыми актами Национального банка Украины ".

в пункте 41.5 слова "по вопросам деятельности платежных систем" дополнить словами "и перевода", и после слов «актами Национального банка Украины» дополнить словами «в пределах определенных законом».

в пункте 41.6:

а) в абзаце первом слова "по вопросам деятельности платежных систем" дополнить словами "и перевода средств";

б) в абзаце четвертом слова "отдельных видов услуг в платежных системах в Украине" заменить словами "услуг по переводу и / или выпуска электронных денег";

в) абзац пятый, шестой изложить в следующей редакции:

"Наложения штрафов на объекты оверсайта в соответствии с нормативно-правовых актов Национального банка Украины в размере от тысячи до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан;

исключения объекта оверсайта из Реестра ";

г) абзац седьмой исключить;

г) пункт дополнить новыми абзацами следующего содержания:

"Порядок применения мер воздействия определяется нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Размер штрафов, которые применяются к объектам оверсайта, устанавливается законами Украины и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Меры воздействия к объектам оверсайта могут быть применены Национальным банком Украины в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через три года со дня его совершения.

Решение Национального банка Украины о применении меры воздействия в виде наложения штрафа является исполнительным документом и вступает в законную силу со дня его принятия. В случае невыполнения такого решения оно передается Национальным банком Украины в органы государственной исполнительной службы для принудительного исполнения ";

в пункте 41.8. слова "платежных систем" исключить.

21) Статью 42 дополнить новым пунктом 42.2 следующего содержания:

"42.2. Банки и небанковские финансовые учреждения, которые имеют лицензию на перевод средств, и заключили агентские договоры с юридическими лицами (коммерческими агентами), обязаны осуществлять контроль за деятельностью своих коммерческих агентов ".

22) В тексте Закона слова "надзор (оверсайт)" во всех падежах заменить словом "оверсайт" в соответствующих падежах.

3. В Законе Украины "О Национальном банке Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г.., N 29, ст. 238 с последующими изменениями):

1) В статье 7:

в пункте 27 слова "намерены стать участниками платежных систем" исключить;

пункты 28 и 29 изложить в следующей редакции:

"28) ведет реестр платежной инфраструктуры;

29) осуществляет оверсайт платежной инфраструктуры »;

2) Часть четвертую статьи 17 изложить в следующей редакции:

"Правление Национального банка вправе образовать Комитет по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, оверсайта платежной инфраструктуры и делегировать ему полномочия по осуществлению банковского регулирования, надзора и оверсайта платежной инфраструктуры, в том числе применение к банкам и другим лицам, которые могут быть объектом проверки Национального банка Украины, мер воздействия (санкций), предусмотренных законами Украины, кроме мероприятий, предусмотренных пунктами 111 - 13 части первой статьи 73 Закона Украины "О банках и банковской деятельности".

2) В тексте Закона слова "надзор (оверсайт)" во всех падежах заменить словом "оверсайт" в соответствующих падежах.

4. В подпункте 1 пункта 1 статьи 4 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании финансовых услуг" (Голос Украины, 22.08.2001, N 150, Официальный вестник Украины № 32, стр. 82, статья 1457, код акта 19665/2001 Правительственный курьер 29.04.2001 № 154 с последующими изменениями) после слов "их обслуживанию" дополнить словами "выпуск и другие операции с электронными деньгами".

5. Абзац третий пункта 2 статьи 9 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1995г., N 28, ст. 205 с последующими изменениями) изложить в следующей редакции:

"Операций по приему наличных для последующего ее перевода, совершенных небанковскими финансовыми учреждениями, их коммерческими агентами и коммерческими агентами банков".

ІІ. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования, кроме абзацев третьего-пятого подпункта 7 пункта 3 раздела I, абзацев второго-третьего подпункта 12 пункта 3 раздела I, абзацев одиннадцатого-тринадцатого, двадцать восьмой-двадцать дев ' пятого подпункта 13 пункта 3 раздела I этого Закона, которые вступают в силу с 1 марта 2017 года.

 2. Установить, что с 1 марта 2017:

участники платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры не имеют права предоставлять услуги платежных систем, сведения о которых не внесены в реестр;

поставщики услуг по переводу не имеют права использовать услуги операторов услуг платежной инфраструктуры, сведения о которых не внесены в Реестр.

3. Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины до дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Председатель Верховной Рады Украины

Источник информации: сайт Верховной Рады Украины http://www.rada.gov.ua/