Новая редакция Закона Украины «О страховании»

В комитете Верховной Рады Украины по вопросам финансовой политики и банковской деятельности находиться Проект Закона «О страховании» в новой редакции. Согласно пояснительной записки к проекту Закона, его принятие является крайне важным по следующим причинам. В условиях глобализации мировой экономики и финансового кризиса первоочередная задача любого государства – это обеспечение конкурентоспособности страны и защита национальных производителей товаров и услуг. Эта задача является средством для реализации ее главной цели – повышения качества жизни граждан.

Однако многочисленные природные и техногенные аварии, дорожно-транспортные происшествия, пожары и несчастные случаи наносят значительный ущерб жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу субъектов хозяйствования. Недостаточный объем долгосрочных инвестиций в экономику Украины, в т.ч. с помощью инструментов страхового рынка, существенно тормозит обеспечение конкурентоспособности отечественной экономики, а следовательно, качества жизни населения.

Активное участие отечественных страховщиков в международных страховых отношениях, о чем свидетельствует открытие и дальнейшая либерализация украинского рынка в условиях вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют унификации стандартов государственного страхового надзора и регулирования в Украине, и приведения их в соответствие с положениями, разработанными Международной организацией в сфере надзора за страховой деятельностью (IAIS), и директивами Европейского Союза (далее - ЕС).
С принятием новой редакции Закона будет введен новый порядок законодательного регулирования страховой (перестраховочной) и посреднической деятельности в страховании как резидентами, так и нерезидентами на территории Украины, усовершенствована система правового обеспечения развития страхового рынка и государственного регулирования и надзора за деятельностью его участников. Принятие новой редакции закона будет способствовать созданию конкурентной среды на страховом рынке и равных условиях в случаях, определенных регуляторным актом, для деятельности страховщиков-резидентов и нерезидентов, что позволит повысить качество страховых услуг и снизить их стоимость.
Разработке новой редакции Закона способствовал ряд предпосылок:
1. Низкое доверие населения Украины к деятельности страховщиков (около 30% всех чистых страховых премий поступают от страхователей - физических лиц), необходимость усиления защиты прав потребителей страховых услуг (страхователей), связанных с недостаточными требованиями к платежеспособности страховщиков и уровнем раскрытия информации, большое количество низколиквидных активов в портфелях страховых компаний, ухудшает надежность и возможность мобильно (вовремя и в полном объеме) отвечать по обязательствам перед страхователями.
2. Ограниченный доступ к услугам страхования населения в связи со слабым развитием страхового посредничества (деятельность брокеров и агентов), которое оказывает значительное влияние на страховую культуру населения Украины, а также способствует предоставлению качественных услуг страховыми компаниями, создавая условия для жесткой конкуренции между ними за каждого клиента.
3. Наличие пробелов в законодательном регулировании страхования жизни сдерживает развитие этого социально значимого вида страхования и стоит преградой внедрения новых страховых продуктов, отвечающих международным тенденциям развития страхования жизни, а, следовательно, этот вид продолжает оставаться вне интересов населения как один из лучших способов защиты имущественных интересов населения в целом и каждого отдельного
4. Отсутствие на страховом рынке Украины достаточного количества актуариев, не обеспечивает качества актуарных расчетов.
5. Процедуры регистрации и лицензирования страховой деятельности не предотвращают проникновение в сектор страхования владельцев капитала, приобретенного путем легализации и отмывания нелегальных доходов.
Кроме того, принятие новой редакции Закона решит ряд вопросов, актуальных на сегодняшний день, связанных с необходимостью согласования Закона Украины «О страховании» и Гражданского кодекса Украины, Законов Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», «О негосударственном пенсионном обеспечении» и других нормативно-правовых актов.
Введение ограничения по организационно-правовой форме страховщиков является необходимым, поскольку это соответствует последним мировым тенденциям, а также тенденциям изменения законодательства Украины в этом направлении (новая редакция Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», изменения в Закон Украины «О банках и банковской деятельности»).
Если страховщики будут созданы в форме акционерного общества, информация об их деятельности будет открытой, поскольку их отчетность будет публиковаться в средствах массовой информации и на сайте Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, также будет раскрыта информация о собственниках. Это позволит Нацкомфинуслуг эффективно осуществлять контроль за страховщиками, а страхователям – возможность свободно отслеживать результаты деятельности страховщика без дополнительного обращения к нему.
В проекте Закона осуществления трансграничного страхования не разрешается, кроме страхования рисков, связанных с морскими перевозками, коммерческой авиацией, запуском космических ракет и фрахтом (включая спутники), в случае, если объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с товарами, которые транспортируются, и/или транспортным средством, которым они транспортируются, и/или любая ответственность, возникающая в связи с такой транспортировкой.
Разрешается осуществление посреднической деятельности в пользу этих страховщиков-нерезидентов по страхованию таких рисков. Через пять лет запрет осуществления посреднической деятельности страховыми посредниками на территории Украины будет снята, что предусмотрено соответствующими обязательствами Украины по вступлению в ВТО.
Профессиональные перестраховщики не могут получить лицензию на страхование или другие виды деятельности. Профессиональные перестраховщики существуют почти во всех странах мира и в соответствии с Директивой ЕС 2005/68/EC их деятельность урегулирована на тех же принципах, что и деятельность обычных страховщиков. Аналогичный принцип регулирования заложен и в проекте Закона.
Проектом Закона введено новый порядок регистрации страховщика. Страховщик должен систематически подавать Уполномоченному органу информацию о перечне связанных лиц с целью осуществления Уполномоченным органом пруденциального надзора за страховщиком. Международная практика показывает, что большинство банкротств страховщиков было обусловлено именно путем заключения многочисленных сделок со связанными лицами на очень выгодных условиях для остальных, что подрывает платежеспособность страховщика.
Филиалы страховщиков-нерезидентов для осуществления страховой деятельности на территории Украины должны получить лицензию. Принципиальным отличием является то, что Уполномоченный орган может в оперативном режиме получать информацию о финансовом состоянии страховщика-нерезидента, который расположен за пределами Украины, и сотрудничать с иностранным регулятором. Одним из условий осуществления деятельности страховщиками-нерезидентами является подписание меморандума о взаимопонимании с иностранными регуляторами.
Введение понятия "существенного участия" в проекте Закона обусловлено тем, что мировая практика показывает, что акционеры страховщиков имеют очень существенное влияние на страховщика, и при адекватном менеджменте и качественных резервах страховщики могут стать неплатежеспособными за неадекватных действий акционеров. В странах ЕС, США, Канады пакет 10% акций - признанный порог, который определяет акционера страховщика как владельца существенного участия. Пороговые значения пакетов акций 25%, 50%, 75%, переход собственности на которые требует предварительного разрешения уполномоченного органа, обусловленные особенностями корпоративного законодательства Украины. Сущность предварительного согласия уполномоченного органа на смену владельцев существенного участия страховщика заключается в том, что Уполномоченный орган всегда должен знать заранее следующего владельца страховщика, поскольку при изменении владельцев изменяется перечень лиц, которые имеют влияние на формирование политики деятельности страховщика.
Проектом Закона введены требования к корпоративному управлению страховщика. Они обусловливают наличие перечня обязательных органов управления страховщика. Международная практика свидетельствует о необходимости законодательного регулирования корпоративного управления, поскольку это единственный способ достижения открытости страховщика и защиты страхователей от возможного некачественного управления страховщиком.
Положения проекта Закона содержат общие и конкретные требования к деятельности страховых брокеров, учитывающих международные принципы и стандарты. Одним из принципиально новых положений является обязанность страхового брокера предлагать лицу, которое нуждается в страховании, аналогичные страховые услуги не менее двух страховщиков (при наличии таковых на страховом рынке). Опция относительно представления клиенту информации как минимум двух страховщиков имеет целью обеспечение качества услуг страхового и/или перестраховочного брокера.
Проектом установлена обязанность страхового брокера заключить договор (полис) обязательного страхования своей профессиональной ответственности в размере не менее 10 тыс. Евро для страхового брокера-физического лица-предпринимателя, 50 тыс. Евро для страхового брокера-юридического лица и страхового брокера нерезидента.
Также были учтены предложения законодательства ЕС о наличии у брокеров двух отдельных счетов для собственной организационно-хозяйственной деятельности и для перечисления страховых платежей и страховых выплат.
Проектом Закона установлена обязанность страховщика проходить ежегодный аудит у внешнего аудитора. Внешний аудитор должен быть независимым и должен быть внесен в реестр аудиторов, которые могут проводить аудиторские проверки финансовых учреждений.
Источник информации: http://iportal.rada.gov.ua/


новости финансового законодательства Украины, проекты нормативных актом в сфере финансового рынка, изменения в законодательстве в сфере финансового рынка, что нового в регулировании деятельности финансовых компаний, новое в законах по финансовому рынку, закон финансовый рынок новое, актуальные изменения в сфере финансового рынка, проекты регулирования деятельности финансовой компании, проекты законодательства по факторингу, проекты законодательства по кредитованию, проекты законов по ломбардной деятельности, новое в регулировании страховых компаний, новое в деятельности финансовых компаний, проекты нацкомфинуслуг, проекты нкцбфр, проекты нбу, новости нбу, новости нацкомфинуслуг, новости нкцбфр, проекты финмониторинг, новости финмониторинг