Консультируем по вопросам регистрации финансовых учреждений

Регистрация всех видов финансовых учреждений. Создание отделений финансовых компаний. Лицензирование деятельности финансовых учреждений. Сопровождение купли-продажи финансовых компаний. 

tel: 0671013668, 0993869134 Viber, Telegram, WhatsApp.

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Skype: Lawfin1 Консультация бесплатно!!!

СТРАТЕГИЯ реформирования государственного регулирования рынков небанковских финансовых услуг на 2015-2020 годы

Разработка Стратегии обусловлена необходимостью повышения роли небанковского финансового сектора в современной социально-экономической жизни страны и возникновением признаков стагнации на рынках небанковских финансовых услуг.

Система государственного регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений и других субъектов надзора на рынках небанковских финансовых услуг не всегда имеет сбалансированный и системный характер. Правовая база ограничивается рамочным законодательством по защите прав потребителей, инвесторов, кредиторов, вместе с отсутствием специального законодательства по некоторым небанковским финансовым учреждениям - сдерживает интенсивность развития рынков небанковских финансовых услуг, снижает их инвестиционную привлекательность, деформирует их роль в развитии экономики Украины в целом.

Утверждено

Распоряжение Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг

от 19.03.2015 № 499

СТРАТЕГИЯ реформирования государственного регулирования рынков небанковских финансовых услуг на 2015-2020 годы

Общие положения

Разработка Стратегии обусловлена необходимостью повышения роли небанковского финансового сектора в современной социально-экономической жизни страны и возникновением признаков стагнации на рынках небанковских финансовых услуг.

Система государственного регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений и других субъектов надзора на рынках небанковских финансовых услуг не всегда имеет сбалансированный и системный характер. Правовая база ограничивается рамочным законодательством по защите прав потребителей, инвесторов, кредиторов, вместе с отсутствием специального законодательства по некоторым небанковским финансовым учреждениям - сдерживает интенсивность развития рынков небанковских финансовых услуг, снижает их инвестиционную привлекательность, деформирует их роль в развитии экономики Украины в целом.

Недостаточная эффективность государственного регулирования и надзора, чрезмерная зарегулированность разрешительных процедур финансовых учреждений и других регулируемых организаций, проявления недобросовестного поведения государственных служащих при решении регуляторных вопросов - необоснованно повышают стоимость предоставления финансовых услуг для потребителей.

Перспективы развития рынков небанковских финансовых услуг определяются эффективностью государственной регуляторной политики, функциональностью нормативно-правовых актов, направленных на создание действенного механизма государственного регулирования и надзора, снижением расходов деятельности финансовых учреждений, вызванных избыточным и неэффективным государственным регулированием, обеспечением конкуренции на финансовом рынке, предотвращением деятельности недобросовестных компаний, скоординированностью с современными процессами реформирования и дерегуляции экономики страны.

Стратегия определяет основные направления и задачи для их реализации правового и институционально-организационного характера, направленные на развитие эффективного государственного регулирования и надзора с целью развития конкурентоспособных рынков небанковских финансовых услуг, с учетом задач, определенных Программой деятельности Кабинета Министров Украины, коалиционного соглашения, Стратегией устойчивого развития «Украина-2020», а также положениями Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны.

Цель, направления и принципы реализации Стратегии

Целью Стратегии является реформирование государственного регулирования рынков небанковских финансовых услуг для обеспечения благоприятных условий их дальнейшего развития, повышения инвестиционной привлекательности и восстановления доверия потребителей небанковских финансовых услуг.

Достижение указанной цели будет осуществляться по следующим направлениям:

  • дерегуляция на рынках небанковских финансовых услуг и упрощение регуляторной среды;
  • совершенствование деятельности регулятора и повышение эффективности государственного надзора;
  • защита интересов потребителей финансовых услуг и восстановление доверия к рынкам небанковских финансовых услуг;
  • регуляторное влияние на развитие рынков небанковских финансовых услуг (приоритеты).

Принципами реализации Стратегии является обеспечение открытости, прозрачности, беспристрастности, профессионализма, предсказуемости, законности, недискриминационности деятельности регулятора, ответственности за соблюдение законных прав и интересов участников рынков небанковских финансовых услуг.

Направление 1. Дерегуляция на рынках небанковских финансовых услуг и упрощение регуляторной среды

Будут устранены чрезмерное регулирование и сняты административные барьеры, оптимизированы регистрационные и разрешительные процедуры, созданы благоприятные условия для ведения бизнеса, каждое решение регулятора будет обоснованно и его последствия должным образом просчитаны.

В рамках реализации этого направления предусмотрено следующие задачи:

  • проведение комплексной инвентаризации имеющейся регуляторной базы в сфере предоставления небанковских финансовых услуг, правил проведения разрешительных и регистрационных процедур на предмет актуальности и наличия коррупционной составляющей с последующей отменой неэффективных норм, оптимизацией лицензионных условий и процессов получения необходимых разрешений, устранением бюрократических препятствий, возникающих во время начала и осуществления деятельности по предоставлению финансовых услуг;
  • внедрение принципов и целей государственного регулирования и надзора в соответствии с международными стандартами IAIS (Международной ассоциации органов страхового надзора) и принципов IOРS (Международной организации органов надзора за пенсионными фондами);
  • гармонизация законодательства Украины, регулирующего деятельность небанковских финансовых учреждений, с директивами ЕС, имплементация которых предусмотрена Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС;
  • мониторинг общественного мнения относительно качества предоставления административных услуг - нерешенных вопросов на рынках небанковских финансовых сцелью последующего создания благоприятной регуляторной среды на этих рынках, внедрение практики привлечения к разработке нормативно-правовых актов институтов гражданского общества для обеспечения баланса интересов между бизнесом, государством и гражданами;
  • внедрение обязательного проведения оценки затрат и экономических выгод при внедрении государственного регулирования для предотвращения внедрения излишних административных нагрузок, мониторинг результативности реализации положений базовых регуляций, содействие образованию саморегулируемых организаций субъектами трансграничной деятельности финансовых учреждений - объектов надзора Нацкомфинуслуг;
  • введение надзора на консолидированной основе за небанковскими финансовыми группами, подавляющую деятельность в которых осуществляется поднадзорными Нацкомфинуслуг финансовыми учреждениями, передача функций по надзору за бюро кредитных историй от Нацкомфинуслуг к Национальному банку Украины.

Направление 2. Защита интересов потребителей финансовых услуг и восстановление доверия к рынкам небанковских финансовых услуг.

Будет реформирована система защиты прав потребителей на рынках небанковских финансовых услуг, восстановлено доверие к профессиональной деятельности участников этих рынков

В рамках реализации этого направления предусмотрено следующие задачи:

  • совершенствование системы защиты прав потребителей на рынках небанковских финансовых услуг путем реализации Стратегии реформирования системы защиты прав потребителей на рынках финансовых услуг на 2012-2017 года;
  • создания общедоступной информационной базы данных Нацкомфинуслуг для доступа потребителей финансовых услуг к информации о деятельности финансовых учреждений, а также контроль за надлежащим раскрытием финансовыми учреждениями перед клиентами полной и достоверной информации, предоставление которой предусмотрено законом;
  • внедрение механизмов обеспечения законных прав потребителей и инвесторов, в частности гарантирования страховых выплат по договорам страхования жизни, гарантирования вкладов (вкладов) на депозитные счета членов кредитных союзов, взносов доверителей фондов финансирования строительства;
  • содействие внедрению системы рефинансирования проблемных страховых компаний, кредитных союзов и других финансовых учреждений, учитывая государственную поддержку и дополнительные частные донорские источники;
  • внедрение ответственности должностных лиц, органов управления и владельцев существенной доли финансовых учреждений за действия и бездействие, которые привели к неплатежеспособности финансового учреждения, проведение работы по очистке рынков небанковских финансовых услуг от неплатежеспособных и недобропорядочных финансовых учреждений;
  • обеспечение быстрого и эффективного вывода с рынка таких учреждений на основе усовершенствованных механизмов ликвидации, в том числе, принудительной, и банкротства, содействие внедрению действенного механизма досудебного урегулирования споров на рынках небанковских финансовых услуг путем принятия объединениями небанковских финансовых учреждений и других субъектов надзора на рынках небанковских финансовых услуг объединениями потребителей рыночных стандартов урегулирования спорных вопросов, а также разрешение споров путем медиации;
  • урегулирование вопросов проблемной задолженности на рынках финансовых услуг, в том числе путем проработки вопроса о целесообразности создания государственного агентства по восстановлению активов и компенсации вкладов небанковских финансовых учреждений в неплатежеспособных банках, усиление государственного контроля за распространением рекламы в сфере рынков финансовых услуг, привлечения к ответственности рекламодателей и распространителей рекламы в указанной сфере за нарушение установленных требований, установление требования к саморегулируемым организациям на рынках финансовых услуг по внедрению стандартов (кодексов) поведения для применения финансовыми учреждениями - их участниками;
  • обеспечение условий для информирования потребителей финансовых услуг, в том числе и потенциальных, о финансовых услугах, предоставляемых небанковскими финансовыми учреждениями, особенностях функционирования различных видов финансовых учреждений, а также правах, обязанностях и ответственности потребителей по различным видам небанковских финансовых услуг с целью повышения финансовой грамотности населения;
  • содействие институтам гражданского общества на рынках небанковских финансовых услуг по осуществлению общественного контроля по фактам нарушения законодательства финансовыми учреждениями и другими субъектами надзора оперативное реагирование на жалобы потребителей в отношении недобросовестных действий финансовых учреждений и других субъектов регулирования.

Направление 3. Регуляторное влияние на развитие рынков небанковских финансовых услуг (приоритеты).

Будет обеспечено создание благоприятных условий для укрепления и устойчивого развития рынков небанковских финансовых услуг, способных обеспечивать реальный сектор экономики необходимыми финансовыми ресурсами, удовлетворят потребности потребителей в качественных финансовых услугах, повысит эффективность использования средств государственного и местных бюджетов при управлении рисками транспортных аварий, природных катаклизмов и техногенных катастроф, а также создаст новые рабочие места, путем проведения государственной политики взвешенного регулирования и регулирования

В рамках реализации этого направления предусмотрено следующие задачи:

  • содействие становлению компаний по страхованию жизни, негосударственных пенсионных фондов, как значимых институциональных инвесторов в экономику Украины путем расширения спектра и повышения качества финансовых услуг, совершенствование налогового законодательства, создания условий участия страховщиков в системе негосударственного пенсионного обеспечениянадзора на рынках небанковских финансовых услуг, путем делегирования им отдельных функций государственного регулирования;
  • совершенствование системы анализа, прогнозирования и стратегического планирования политики в сфере предоставления небанковских финансовых услуг, предусматривает выполнение оценки реализации стратегических и оперативных планов, достижение стратегических целей с привлечением участников рынков финансовых услуг.

Направление 4. Совершенствование деятельности регулятора и повышение эффективности государственного надзора

Будет введена новая модель взаимоотношений между государственным регулятором и участниками рынков небанковских финансовых услуг, направлена на переход в государственный сервис, обязательных консультаций с институтами гражданского общества. Будет уменьшено надзорные нагрузки на финансовые учреждения, деятельность которых не несет угрозы невыполнения обязательств перед потребителями, и ужесточение надзорных усилий за финансовыми учреждениями, деятельность которых может быть угрозой для выполнения таких обязательств

В рамках реализации этого направления предусмотрено следующие задачи:

  • улучшение механизмов межведомственной координации государственных органов на рынках финансовых услуг для своевременного выявления текущих и потенциальных внешних и внутренних угроз и рисков для финансовой стабильности и минимизации их негативного влияния на финансовую систему Украины;
  • налаживание конструктивного диалога с участниками рынков небанковских финансовых услуг, их объединениями, обеспечение участия общественности в формировании и реализации государственной политики;
  • усиление институциональной способности государственного регулятора путем введения платежей надзора, предусмотрев направление полученных средств на цели осуществления регулирования и надзора на рынках небанковских финансовых услуг, с обеспечением открытой отчетности по всем средствам, поставленным задачам и результатам их выполнения, проведение функционального анализа и совершенствования организационной структуры Нацкомфинуслуг, направленной на эффективное выполнение задач и возложенных функций, внедрение эффективных инструментов оценки их выполнения с учетом достижения соответствующих результативных показателей;
  • внедрения процедуры мониторинга образа жизни работников Нацкомфинуслуг с целью ликвидации коррупционных проявлений, требований Закона Украины «Об очистке власти», обеспечения объективного отбора кадров, которые отвечают самым высоким профессиональным стандартам;
  • обеспечение внедрения системы пруденциального надзора за небанковскими финансовыми учреждениями и перехода на систему надзора на основе оценки рисков путем осуществления оценки, измерения и ограничения рисков ликвидности финансовых учреждений с учетом роли и доли на рынке, а также ужесточение требований по раскрытию информации, управлению рисками, резервирования и повышения ответственности финансовых учреждений за нарушение указанных требований;
  • введение индикаторов анализа финансовой отчетности, более чувствительных к изменению финансового состояния, потери надежности финансового учреждения и риска операционной деятельности, совершенствование форм, порядка составления и представления отчетности субъектами надзора на рынках небанковских финансовых услуг с учетом актуальности показателей для определения их финансовой устойчивости и надежности, противодействие недостоверной отчетности, обеспечение возможности внедрения в Нацкомфинуслуг электронного документооборота для осуществления коммуникаций с участниками рынка в электронном формате;
  • внедрение в практику регулярного проведения стресс-тестирования финансовых учреждений для определение их финансовой устойчивости, анализ и обобщение типичных нарушений, подготовка предложений по выявлению, устранению и предупреждению, в будущем внедрение и нормативное закрепление прозрачных и понятных принципов применения мер воздействия в зависимости от видов нарушений установленных норм и правил, тяжести их последствий и ожидаемых результатов, осуществление мероприятий по привлечению средств международной технической помощи на цели развития государственного регулирования рынков небанковских финансовых услуг и повышения качества предоставления услуг для потребителей и бизнеса, осуществление сотрудничества с международными организациями и ассоциациями (IAIS, IOPS и др.), а также заключения меморандумов о взаимопонимании и обмене информацией с иностранными регуляторами рынков небанковских финансовых услуг с целью обмена информацией между сторонами с целью формирования и привлечения долгосрочного инвестиционного ресурса в экономику страны;
  • реформирование правового обеспечения деятельности субъектов страхового и перестрахового брокерства, страховых агентов, стимулирование развития деятельности субъектов вспомогательной деятельности на рынках небанковских финансовых услуг, создание условий развития электронной коммерции на рынках небанковских финансовых услуг, совершенствование взаимоотношений банков и небанковских финансовых учреждений путем урегулирования проблемных вопросов банкострахования, обеспечение дополнительных гарантий по депозитам, связанных с расчетом уровня платежеспособности небанковских финансовых учреждений, совершенствование валютного регулирования, реформирование рынка обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств путем введения механизма связывания части средств страховых резервов страховщиков в составе фонда защиты потерпевших, совершенствования тарифной политики с ориентацией на переход к свободному ценообразованию, создание организационно-нормативных предпосылок к внедрению системы «прямого урегулирования» и «электронного полиса», создание эффективной системы регламентных выплат;
  • создание и развитие обязательного государственного социального медицинского страхования при участии страховых компаний и обеспечение стимулов для добровольного медицинского страхования, содействие имплементации норм и практик ЕС в сфере ядерного страхования, в частности тех, которые предусмотрены Венской, Парижской конвенциями О гражданской ответственности за ядерный ущерб, Конвенцией О дополнительной компенсации за ядерный ущерб, в т.ч. определение системы финансового обеспечения гражданской ответственности за ядерный ущерб, создание многоуровневой защиты, увеличение лимитов ответственности и страховых сумм, приведение понятия ядерного ущерба, подлежащего возмещению, в соответствие с указанными международными конвенциями, в частности, включение вреда, нанесенного окружающей среде, расходов на превентивные меры, упущенной выгоды и др., урегулирования проблемных вопросов относительно срока исковой давности (10 лет), терроризма, обычных радиоактивных выбросов, морального вреда, трансграничного вреда, единого компетентного суда, расходов на урегулирование убытков, в т.ч. судебных расходов;
  • повышение уровня страховой защиты граждан на время путешествий за рубежом, а также создание условий для введения финансового обеспечения (банковской гарантии или договора страхования) у субъекта туристической деятельности в случае неплатежеспособности и банкротства, развитие системы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, путем совершенствования лицензирования страховой деятельности, установления дополнительных требований к платежеспособности, качеству активов и отчетности страховщиков, квалификационных требований к специалистам, задействованных в процессе страхования сельскохозяйственной продукции, внедрение единых стандартов андеррайтинга и урегулирования убытков, совершенствование процесса наполнения информационных баз данных, необходимых для актуарного расчета страховых тарифов, совершенствование гарантийного механизма обеспечения страховых выплат, в т.ч. за счет перестрахования и государственной финансовой поддержки, внедрение норм об обязательном наличии договора страхования сельскохозяйственной продукции как условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов государственной поддержки и дотаций, определенных Кабинетом Министров Украины, а также обеспечение страхования сельскохозяйственной продукции является объектом государственного ценового регулирования, с государственной поддержкой исключительно по типовым страховыми продуктами, совершенствования деятельности Объединения страховщиков в «Аграрный страховой пул» на принципах открытости и прозрачности поступления;
  • создание условий для развития страхования недвижимости юридическими и физическими лицами от природных катастроф и техногенных аварий;
  • создание условий для внедрения финансового обеспечения осуществления деятельности субъектами предпринимательской деятельности путем введения обязательного наличия договора страхования профессиональной ответственности адвокатов, независимых директоров, гражданской ответственности импортеров, связанной с уплатой таможенных платежей, перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров автомобильного, городского электрического, железнодорожного, морского перевозчика и перевозчика на внутренних водных путях, а также других видов страхования ответственности в соответствующих сферах общественной жизни, создание системы страхования экспорта путем образования специальной организации по страхованию и финансирования экспорта;
  • осуществление мероприятий по распространению на кредитные союзы Украины исключений из Директивы 2013/36/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 июня 2013 О доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальном надзоре за деятельностью кредитных организаций и инвестиционных компаний, Директивы 2006/48/ЕС Европейского парламента и Совета от 14 июня 2006 О начале и осуществлении деятельности кредитных учреждений, развитие рынка небанковского кредитования, которое осуществляется кредитными учреждениями, путем урегулирования вопроса относительно правовых оснований и порядка привлечения активов от юридических и физических лиц с целью дальнейшего осуществления кредитования за счет таких средств, развитие деятельности кредитных союзов путем введения норм о возможности привлечения к членам кредитных союзов фермерских, сельских хозяйств, объединений собственников жилья, профсоюзных и религиозных организаций, установления ограничения деятельности по территориальному принципу (но предусмотрев возможность при наличии определенных разрешений работать на смежных/прилегающих территориях), введение реализации через кредитные союзы государственных кредитных программ, направленных на поддержку развития малого предпринимательства в Украине в сфере услуг, производства, торговли и аграрном секторе;
  • внедрение механизмов поддержки ликвидности на рынке кредитных союзов путем взаимокредитования через объединенные кредитные союзы и кооперативные банки, образованные кредитными союзами, содействие развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения, создание условий к внедрению обязательной профессиональной пенсионной программы для отдельных категорий работников с повышенным воздействием вредных факторов производственной среды;
  • постепенный отказ от применения количественных ограничений для целей диверсификации инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов и переход к применению критериев и правил «разумного инвестора»;
  • принятие мер по оздоровлению рынка по проблемным и формально существующим негосударственным пенсионным фондам и администраторам;
  • создание благоприятных условий для использования финансового лизинга как финансового инструмента инвестирования в развитие экономики Украины (в частности финансирование технического оснащения и обновления производства) путем обеспечения стимулов к росту количества игроков на лизинговом рынке, в частности представителей международных финансовых групп, увеличение объемов портфеля лизинговых сделок и новых направлений финансирования - новейших технологий, энерго- и ресурсосбережения и т.п.;
  • создание условий для повышения надежности и выполнения обязательств перед потребителями финансовых услуг при строительстве жилья;
  • законодательное урегулирование деятельности ломбардов, проведение анализа и совершенствования требований по достаточности капитала, нормативов ликвидности, платежеспособности администраторов финансовых активов для приобретения товаров в группах, разработка действенного механизма применения регуляторного влияния к субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность по предоставлению финансовых услуг без приобретения статуса финансового учреждения и получения соответствующей лицензии.

Обеспечение реализации Стратегии реализуется согласно с Планом работы Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, на соответствующий год.

Источник информации: официальный сайт Нацкомфинуслуг https://nfp.gov.ua

Статьи по теме

Актуальные вопросы по теме организации и ведения финансовой деятельности в Украине

Квалифицированные услуги по вопросам создания финансовых компаний

Регистрация всех видов финансовых учреждений. Создание отделений финансовых компаний. Лицензирование деятельности финансовых учреждений. Сопровождение купли-продажи финансовых компаний

tel: 0671013668, 0993869134 Viber, Telegram, WhatsApp

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Skype: Lawfin1 Консультация бесплатно!!!

Новости финансового рынка

Актуальные новости финансового рынка Украины

Детально!!!

Вопросы-ответы

Актуальные вопросы по теме организации и ведения финансовой деятельности в Украине.

Детально!!!

Регистрация финансовых компаний

Регистрация финансовых учреждений. Лицензирование финансовых учреждений

Детально!!!

Глоссарий финансового рынка

Терминология которая встречается в нормативно-правовых актах которыми регулируется деятельность финансовых учреждений.

Детально!!!

Финансовая отчётность финансовых компаний

Актуальные вопросы по организации подготовки и подачи финансовой отчётности финансовыми учреждениями. Сроки подачи финансовой отчётности в Нацфинуслуг.

Детально!!!

Финансовый мониторинг

Особенности организации финансового мониторинга в финансовом учреждении

Детальнее!!!

Регистрация факторинговой компании

Регистрация финансовой компании

Услуги по созданию финансовой компании. Регистрация финансовой компании. Лицензирование финансового учреждения

Детально!!!

Новости законодательства

Актуальные новости законодательства в сфере регулирования рынка финансовых услуг.

Детально!!!

Продажа финансовых компаний

Компания выступит консультантом по вопросам сопровождения процедуры переоформления корпоративных прав на финансовую компанию, а так же сопроводит процесс внесения изменений в контролирующие органы

Детально!!!

Актуальные материалы

Актуальные материалы на тему создания и деятельности финансовых компаний в Украине.

Детально!!!

Организация финансового бизнеса

Организация деятельности финансовых учреждений. Организация кредитно-финансовой деятельности в Украине.

Детально!!!

Сопровождение деятельности финансовых учреждений

Услуги по сопровождении деятельности финансовых учреждений.

Детально!!!

Ликвидация финансовых учреждений

Сопровождение процедуры ликвидации финансового учреждения. Исключение финансового учреждения из реестра финансовых учреждений

Детально!!!

Кто на сайте

Сейчас на сайте 148 гостей и нет пользователей