В связи со сложной ситуацией в восточных регионах Украины, следствием которой является захват заложников, гражданских и военных объектов, обострение общественно-политической обстановки и человеческие жертвы, а также с целью лишения лиц, связанных с террористической и сепаратистской деятельностью, источников финансирования, Министерство финансов Украины доводит до сведения субъектов первичного финансового мониторинга информацию о необходимости усиления мер по финансовому мониторингу при работе с клиентами, в том числе:

  • обращать особое внимание на высокий риск при проведении любых операций, с участием лиц в отношении которых применены санкции со стороны Соединенных Штатов Америки и стран Европейского Союза;
  • останавливать, в соответствии со статьей 17 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» финансовые операции, которые проводятся лицами, которые указаны в санкционных списках, и сообщать об этом Госфинмониторинг Украины.

В соответствии со статьей 6 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» (далее - Закон) субъект первичного финансового мониторинга (далее - субъект) должен:

  • выявлять финансовые операции, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма, в день их обнаружения или попытки их проведения информировать об этом Госфинмониторинг Украины и определены законом правоохранительные органы, в частности Службу безопасности Украины;
  • осуществлять классификацию своих клиентов с учетом критериев рисков, определенных Госфинмониторингом Украины и органами, осуществляющими регулирование и надзор за их деятельностью, при проведении ими финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, и принимать меры в отношении клиентов, деятельность которых свидетельствует о повышенном риске проведения ими таких операций.


Учитывая изложенное, субъект, при установлении деловых отношений, определяет по соответствующим критериям, в частности по типу клиента, географическому расположению страны регистрации клиента или учреждения, через которое он осуществляет передачу (получение) активов, и видом товаров и услуг, уровень риска клиента.
Высокий уровень риска присваивается клиентам, которые включены в Перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, формируется Госфинмониторингом Украины из клиентов, в отношении которых у субъекта возникают подозрения, что они осуществляют или причастны к финансированию терроризма.

Особое внимание, в частности, следует уделять в клиентов:

- неприбыльных или благотворительных организаций (кроме благотворительных организаций, действующих под эгидой международных организаций);
- публичных деятелей или связанных с ними лиц, в том числе и тех, которые имеют широкие властные полномочия в Украине;
- резидентов страны поддерживают террористическую деятельность;
- руководителей или учредителей общественной или религиозной организации, благотворительного фонда, иностранной некоммерческой неправительственной организации, ее филиала или представительства, которые действуют на территории Украины;
- деятельность которых связана с интенсивным оборотом наличных средств;
- проводящих операции с денежными средствами или иным имуществом исключительно через представителя, действующего по доверенности;
- осуществляющих расчеты по операциям с использованием интернет-технологий, электронных платежных систем, систем денежных переводов или других альтернативных систем удаленного доступа, которые делают невозможным проведение в полной мере идентификацию отправителя/получателя средств);
- которые не предоставляют субъекту дополнительных сведений, предусмотренных соответствующими внутренними документами субъекта;
- по которым есть сомнения в достоверности представленных ими документов или ранее предоставленных идентификационных данных.
В отношении таких лиц субъект в соответствии со статьей 9 Закона:
- осуществляет углубленную идентификацию клиента и проверяет личность клиента, включая его владельцев;
- собирает информацию с целью формирования представления о деятельности клиента, природе и уровне проводимых им операций;
- устанавливает суть, характер и цель деловых отношений и в случае возникновения подозрений осуществляет усиленный мониторинг операций, проводимых клиентом.
В связи с изложенным, видим необходимым субъектам использовать следующие критерии, в частности по платежам от (до) клиента:
платеж поступает в банки Украины из страны, которая поддерживает международную террористическую деятельность;
- платеж поступает с использованием платежных систем страны которая поддерживает международную террористическую деятельность;
- платеж в валюте страны, которая поддерживает международную террористическую деятельность;
- платеж проводится неприбыльными организациями радикального или иного направления;
- платеж, проводимый физическими лицами - гражданами страны, которая поддерживает международную террористическую деятельность;
- платеж, проводимый юридическими лицами, зарегистрированными на территории страны, которая поддерживает международную террористическую деятельность, а также в которых граждане страны поддерживают международную террористическую деятельность, и являются учредителями (участниками) или входят в состав органов управления.
С целью установления стран, поддерживающих международную террористическую деятельность, субъекты могут использовать любые официальные средства информации (включая интернет-страницы) Кабинета Министров Украины, Национального банка Украины, других государственных органов, а также международных и межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Учитывая указанное, после проведения операций с подобными признаками субъект обеспечивает их анализ и принимает решение о направлении информации о них в соответствии со статьей 6 Закона в Госфинмониторинг Украины и Службы безопасности Украины.

При анализе финансовых операций на наличие подозрений что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма субъектам необходимо иметь четкое понимание того, что финансирование терроризма может осуществляться, в частности, как террористическими организациями, которые представляют из себя законных юридических лиц, так и путем использования законных юридических лиц, как каналов для финансирования терроризма.
Таким образом, с целью уменьшения рисков субъектов быть использованы преступниками в целях финансирования терроризма рекомендуем субъектам использовать право отказаться от проведения финансовой операции в случае, если финансовая операция содержит признаки такой, что согласно Закону подлежит финансовому мониторингу, в том числе в отношении которых возникли подозрения, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма и сообщать об этом Госфинмониторинг Украины в течение одного рабочего дня, но не позднее следующего рабочего дня со дня отказа (статья 10 Закона).
Также, с целью уменьшения рисков финансирования сепаратистских и террористических мероприятий на территории Украины, Госфинмониторинг Украины рекомендует субъектам останавливать, в соответствии со статьей 17 Закона, финансовые операции, которые проводятся лицами, которые указаны в списке украинских физических лиц и физических лиц стран, поддерживающих международную террористическую деятельность, в части применения к ним экономических санкций, и сообщать об этом Госфинмониторинг Украины.
Источник информации: http://www.minfin.gov.ua/


новости финансового законодательства Украины, проекты нормативных актом в сфере финансового рынка, изменения в законодательстве в сфере финансового рынка, что нового в регулировании деятельности финансовых компаний, новое в законах по финансовому рынку, закон финансовый рынок новое, актуальные изменения в сфере финансового рынка, проекты регулирования деятельности финансовой компании, проекты законодательства по факторингу, проекты законодательства по кредитованию, проекты законов по ломбардной деятельности, новое в регулировании страховых компаний, новое в деятельности финансовых компаний, проекты нацкомфинуслуг, проекты нкцбфр, проекты нбу, новости нбу, новости нацкомфинуслуг, новости нкцбфр, проекты финмониторинг, новости финмониторинг