Консультируем по вопросам регистрации финансовых учреждений

Регистрация всех видов финансовых учреждений. Создание отделений финансовых компаний. Лицензирование деятельности финансовых учреждений. Сопровождение купли-продажи финансовых компаний. 

tel: 0671013668, 0993869134 Viber, Telegram, WhatsApp.

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Skype: Lawfin1 Консультация бесплатно!!!

НБУ утвердил Положение об определении связанных с банком лиц

Согласно информации размещенной на сайте НБУ от 15.05.2015 года, Национальным банком Украины утверждено Положение об определении связанных с банком лиц.
Этим постановлением установлены форма и сроки представления банками перечня связанных лиц в Национальный банк.
Кроме того, Постановлением № 315 определен перечень признаков, которые могут быть использованы Национальным банком при осуществлении банковского надзора для определения физических или юридических лиц связанными с банком.
Развернутый перечень таких признаков разделены на две основные группы:
- По характеру взаимоотношений лиц с банком. Например, исключительность проводимых банком операций с лицом, экономическая зависимость лица от банка или связанных с ним лиц, наличие у лица совместной инфраструктуры с банком или связанными с ним лицами, недостаточная прозрачность структуры собственности лица;

- По характеру операций. Например, цель сделки и использования средств не соответствуют основному виду деятельности лица, несоответствие документации реальному использованию средств, объемы кредитования не соответствуют реальной предпринимательской деятельности лица, нестандартные (нерыночные) условия и порядок осуществления трансакций, недостаточное качество контроля за ними со стороны банка.
Постановление № 315 вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

 


Правление Национального банка Украины
П О С Т А Н О В А
12 мая 2015 № 315
м. Киев
Об утверждении Положения об определении связанных с банком лиц

В соответствии со статьями 7, 15, 55, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статей 52, 66, 67 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", с целью повышения устойчивости банковской системы Украины и защиты интересов кредиторов и вкладчиков Правления Национального банка Украины постановляет:
1. Утвердить Положение об определении связанных с банком лиц (прилагается).
2. Банкам:
в срок до 29 мая 2015 подать в Национальный банк Украины перечень связанных с банком лиц по состоянию на 1 мая 2015 в электронном виде в формате EXCEL по форме, приведенной в приложении к этому постановлению;
до введения Национальным банком Украины соответствующей формы статистической отчетности обеспечить ежемесячное (до 10 числа после отчетного периода) представления в Национальный банк Украины актуализированного перечня связанных с банком лиц в электронном виде в формате EXCEL по форме, приведенной в приложении к этому постановлению.
3. Департаменту методологии (Иваненко Н. В.) довести содержание настоящего постановления до сведения банков Украины для использования в работе.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Национального банка Украины Писарук А. В.
5. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
В.о.Голови А. В. Писарук
Инд. 22-01

 Утверждено

Постановление Правления
Национального банка Украины
12 мая 2015 № 315
Положения об определении связанных с банком лиц


Раздел I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Украины "О Национальном банке Украины", "О банках и банковской деятельности" (далее Закон), других законодательных актов Украины с целью определения связанных с банком лиц, порядка представления банками информации Национальном банке Украины (далее - Национальный банк) о таких лицах, а также признаков, при наличии которых Национальный банк имеет право определить физических и юридических лиц имеющимися связанными с банком лицами.
2. Национальный банк имеет право требовать от банка предоставления документов, содержащих информацию, необходимую Национальном банке для принятия решения об определении физических и юридических лиц лицами, связанными с банком.
3. Государство (в лице соответствующего органа государственной власти или управления и / или субъектов, действующих на основе лишь государственной собственности, а также субъектов, государственная доля в уставном капитале которых превышает пятьдесят процентов или составляет величину, обеспечивающую государству право решающего
влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов), территориальная община (в лице соответствующего органа местного самоуправления), а также международная финансовая организация, с которой Правительство Украины заключило договор о сотрудничестве и для которой в соответствии с законами Украины установлены привилегии и иммунитеты, не могут считаться связанными с банком лицами.
Раздел II. Определение связанных с банком лиц
Глава 1. Определение банком связанных с ним лиц
1. Банк определяет перечень связанных с банком лиц, который утверждается правлением банка в соответствии с требованиями статьи 52 Закона и с учетом настоящего Положения.
2. Банк обеспечивает внесение изменений в перечень связанных с банком лиц на основании изменений информации в отношении лица, определенной связанной с банком, определение новых лиц связанными с банком лицами.
3. Банк обязан ежемесячно (до 10 числа после отчетного периода) предоставлять Национальному банку актуализированный перечень связанных с банком лиц по форме, определенной нормативным правовым актом Национального банка по вопросам организации статистической отчетности, представляемой в Национальный банк.
4. Банк обязан разработать и ввести внутрибанковские положения, политики, системы контроля по операциям со связанными лицами с целью обеспечения целостности и полноты процесса идентификации связанных лиц и контроля за операциями с ними.
Глава 2. Определение Национальным банком связанных с банком лиц
1. Национальный банк может определять связанной с банком лицо в соответствии с требованиями статьи 52 Закона с применением признаков, указанных в главе 3 настоящего раздела.
Национальный банк может определять связанной с банком лицо, используя одну или несколько признаков одновременно.
2. Решение об определении юридических или физических лиц связанными с банком лицами принимает уполномоченное лицо Национального банка (далее - уполномоченное лицо).
3. Национальный банк не позднее следующего рабочего дня после принятия такого решения сообщает банк о нем средствами электронной связи.
4. Лицо считается связанной с банком, если банк в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления Национального банка об определении связанной с банком лица не докажет обратного.
5. Если банк докажет, что лицо не является связанным с банком, то соответствующее решение уполномоченного лица отменяет / меняет Комиссия Национального банка Украины по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем (далее - Комиссия).
Если банк не докажет, что лицо не является связанным с банком, то Комиссия оставляет решение уполномоченного лица без изменений.
6. Банк обязан определить лицо связанной внести соответствующие изменения в перечень связанных лиц не позднее первой отчетной даты после завершения срока, установленного в пункте 4 настоящей главы.
7. Национальный банк имеет право по неисполнение банком решения Национального банка по определению физических и / или юридических лиц связанными с банком лицами применить к банку соответствующие меры воздействия.
Глава 3. Признаки определения Национальным банком физических или юридических лиц имеющимися связанными с банком лицами
1. По характеру взаимоотношений:
1) исключительность:
лицо является должником / контрагентом только одного банка или связанных с ним лиц, а операции, осуществляемые с таким лицом, являются экономически необоснованными (за исключением случаев, когда получение финансирования от более чем одного банка нецелесообразно, например ипотечный кредит, предоставленный физической лицу для приобретения жилья является единственным местом жительства этого лица);
у лица, в том числе вновь, отсутствует кредитная история с другими финансовыми учреждениями, не связанными с банком;
2) экономическая зависимость:
лицо осуществляет свою хозяйственную деятельность в секторе экономики, где банк или связанные с ним лица играют очень важную роль (включительно с деятельностью по предоставлению вспомогательных услуг);
основным источником поступлений лица есть средства банка и / или связанной с банком лица;
лицо не имеет существенной хозяйственной деятельности или доходов (включая, но не ограничиваясь оффшорными и фиктивными компаниями и подставными лицами);
лицо является зависимой от банка и / или от связанных с ним лицами, в результате чего проблемы в деятельности банка или связанных с ним лиц с большой вероятностью приведут к проблемам в деятельности этого лица;
лицо действует преимущественно образом как представитель интересов банка и / или связанной с банком лица;
лицо принадлежит к группе заемщиков банка, связанных между собой общей хозяйственной деятельностью, которым банк предоставил значительные кредиты, и один из заемщиков является связанным с банком лицом;
лицо принадлежит к группе лиц, связанных между собой общей хозяйственной деятельностью, обеспечение по кредитам которых предоставлено одним залогодателем, и хотя бы один из заемщиков является связанным с банком лицом;
3) общая инфраструктура:
лицо имеет общие или очень близки адреса (физические или виртуальные), фактические местонахождение, нефизических размещения (например интернет-сайт) с банком и / или связанными с ним лицами;
лицо имеет общие операционные структурные элементы, в частности ИТ системы, бухгалтерский учет с банком или связанными с ним лицами (включая аутсорсинг);
лицо имеет общего с банком и / или связанными с ним лицами руководителя, или работник лица является руководителем (менеджером) в банке и / или связанной с ним лицу и наоборот;
лицо имеет общих юридических советников с банком или доверенности предоставлены банком и / или связанными с ним лицами, или она специально созданной компанией для выполнения конкретных задач и контролируемая банком и / или связанными с ним лицами;
лицо имеет общих поставщиков, провайдеров услуг или клиентов с банком или связанными с ним лицами;
лицо имеет в банке общего со связанными с банком лицами менеджера по кредитованию / оказания услуг;
4) недостаточная прозрачность:
информация о структуре собственности лица не дает возможности установить всех владельцев существенного участия и / или конечных бенефициарных собственников (контроллеров) и / или всех ключевых участников в структуре собственности лица;
структура собственности лица неоправданно сложная;
лицо не сотрудничает с Национальным банком по вопросам выяснения информации о ее отношений с банком и / или связанными с ним лицами;
лицо зарегистрировано не в стране, где осуществляется ее основная деятельность, без наличия для этого экономических и финансовых оснований;
лицо, в отношении которого имеется публичная информация о ее связанность с банком документально ней не опровергнутая.
2. По характеру операций:
1) цель сделки и использования средств:
цель сделки и использования средств не соответствует основному виду деятельности (типовой хозяйственной деятельности) лица;
средства, полученные лицом, использованы для других целей, чем предусмотрено в договоре;
средства используются связанными с банком лицами или в их интересах прямо или косвенно (включая, но не ограничиваясь погашением кредитов в других финансовых учреждениях, покупкой активов и оплатой услуг);
использования средств четко не определено или не контролируется банком должным образом;
2) документация:
необходимая документация относительно сделки отсутствует или документация не соответствует установленным требованиям (в том числе недостаточное количество или отсутствие документов);
документация не отражает реальные характеристики, экономическую суть сделки;
3) операционные стандарты.
Трансакция не была бы проведена при таких условиях другим банком, включая, но не ограничиваясь такими ситуациями:
некоторые стандарты кредитования не представлены или определены не полностью во внутренних положениях банка;
трансакция проведена с несоблюдением внутренних положений банка;
сумма предоставленного кредита не соответствует объемам деятельности должника;
существует существенная диспропорция между поступлениями лица, содержанием и условиями сделки;
осуществление операций, юридическая форма которых отличается от их экономической сути;
лицо имеет договорные отношения, предусматривающие право на отказ от взятых на себя обязательств перед банком (выполнение определенных условий) и / или передачи долгов связанной с банком лицу;
установление для должника / контрагента индивидуальных условий уплаты долга, отличных от текущих рыночных условий;
штатная численность лица не соответствует объемам ее деятельности и / или объему активных операций, проводимых банком с таким лицом;
отсутствие у лица в течение полугода с даты фактического получения кредита необходимой документации или разрешений для обеспечения выполнения работ, на цели которых предоставлялся кредит (например отсутствие разрешений на земельный участок под строительство, на которое предоставлен кредит, или вообще лицензии на строительство и т.п.);
4) задолженность и кредитоспособность.
Кредит не был бы предоставлен лицу другим банком, придерживается эффективной банковской практики, включая, но не ограничиваясь такими ситуациями:
кредитоспособность или объемы поступлений за денежными потоками, которые поступают на счета лица, не обеспечивают своевременного возврата кредита;
поступления, которые планируется получить от инвестирования средств, предоставленных в кредит, не обеспечивают своевременного и надлежащего возврата кредита;
осуществление операций с лицом, кредитный рейтинг которой или оценка качества ее активов, рассчитанных банком, является ниже приемлемых;
продления срока пользования кредитом на срок более одного года без наличия фактов уплаты процентов по кредиту;
5) инструменты внутреннего контроля.
Внутренний контроль за операцией недостаточный по сравнению с тем, что применяется в аналогичных операциях, включая, но не ограничиваясь такими ситуациями:
операция была осуществлена банком по процедуре, отличной от процедуры, определенной для аналогичных контрагентов;
Есть обоснованному выводу подразделения по управлению рисками при осуществлении активной операции или есть отрицательное заключение по этому;
операция с лицом осуществлена в размере, превышающем установленный банком внутренний лимит для такого вида контрагентов без должного экономического обоснования;
активы / услуги, проданные / предоставленные банку лицом, не могут быть идентифицированы или нет никаких доказательств их вероятного существования на момент совершения сделки;
оценка на предмет залога, полученной банком, не проведена своевременно или отсутствуют документы, свидетельствующие об обременении имущества и его государственной регистрации в соответствии с требованиями законодательства и внутренних процедур банка;
кредиты, предоставленные лицу, неклассифицируемые как проблемные, когда это необходимо (включая чисто формальную реструктуризацию кредита) или резервы на покрытие возможных потерь по активным банковским операциям рассчитаны неправильно;
ненадлежащее промедления, затягивания банком процедуры взыскания долга по кредитам или взыскания залога по кредитам;
6) процентные ставки, комиссии и цены
процентные, комиссионные и операционные доходы (расходы) по операциям с лицом отличные от текущих рыночных условий / условий сделок с другими должниками / контрагентами;
цены, по которым состоялась продажа активов и / или оказания услуг банком лицу, существенно отличаются от рыночных;
цены, по которым состоялся выкуп активов и / или получение услуг банком от лица, существенно отличаются от рыночных;
7) залоговое обеспечение и гарантии:
наличие у лица договоров с банком и / или связанной с банком лицом по обеспечению выполнения обязательств друг за друга;
принятия от должника / контрагента менее обеспечения выполнения обязательств или обеспечение более низкого качества, чем принимается от других клиентов.
Директор Департамента методологии Н. В. Иваненко
Источник информации: http://www.bank.gov.ua/

Статьи по теме

Актуальные вопросы по теме организации и ведения финансовой деятельности в Украине

Квалифицированные услуги по вопросам создания финансовых компаний

Регистрация всех видов финансовых учреждений. Создание отделений финансовых компаний. Лицензирование деятельности финансовых учреждений. Сопровождение купли-продажи финансовых компаний

tel: 0671013668, 0993869134 Viber, Telegram, WhatsApp

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Skype: Lawfin1 Консультация бесплатно!!!

Новости финансового рынка

Актуальные новости финансового рынка Украины

Детально!!!

Вопросы-ответы

Актуальные вопросы по теме организации и ведения финансовой деятельности в Украине.

Детально!!!

Регистрация финансовых компаний

Регистрация финансовых учреждений. Лицензирование финансовых учреждений

Детально!!!

Глоссарий финансового рынка

Терминология которая встречается в нормативно-правовых актах которыми регулируется деятельность финансовых учреждений.

Детально!!!

Финансовая отчётность финансовых компаний

Актуальные вопросы по организации подготовки и подачи финансовой отчётности финансовыми учреждениями. Сроки подачи финансовой отчётности в Нацфинуслуг.

Детально!!!

Финансовый мониторинг

Особенности организации финансового мониторинга в финансовом учреждении

Детальнее!!!

Регистрация факторинговой компании

Регистрация финансовой компании

Услуги по созданию финансовой компании. Регистрация финансовой компании. Лицензирование финансового учреждения

Детально!!!

Новости законодательства

Актуальные новости законодательства в сфере регулирования рынка финансовых услуг.

Детально!!!

Продажа финансовых компаний

Компания выступит консультантом по вопросам сопровождения процедуры переоформления корпоративных прав на финансовую компанию, а так же сопроводит процесс внесения изменений в контролирующие органы

Детально!!!

Актуальные материалы

Актуальные материалы на тему создания и деятельности финансовых компаний в Украине.

Детально!!!

Организация финансового бизнеса

Организация деятельности финансовых учреждений. Организация кредитно-финансовой деятельности в Украине.

Детально!!!

Сопровождение деятельности финансовых учреждений

Услуги по сопровождении деятельности финансовых учреждений.

Детально!!!

Ликвидация финансовых учреждений

Сопровождение процедуры ликвидации финансового учреждения. Исключение финансового учреждения из реестра финансовых учреждений

Детально!!!

Кто на сайте

Сейчас на сайте 323 гостя и нет пользователей